Экзистенциальные основания "мистического опыта"

В существующих философских интерпретациях мистического опыта (конструктивизм, эссенциализм и др.) его сущность, как правило, усматривается в особенностях «мистического знания». При этом остаются в тени ценностно-смысловые основания мистического опыта, его экзистенциальный аспект. В данной статье мистический опыт анализируется с позиций теорий предметной активности субъекта - сложившейся в отечественной психологии теории деятельности, энактивизма, концепции «жизненного мира». Показано, что сущность мистического опыта проявляется не в когнитивном, а в ценностно-смысловом, экзистенциальном отношении к миру, которое представлено двумя группами ценностно-смысловых установок. В первой выражена зависимость субъекта от сакрального объекта мистического опыта, во второй - волевая нацеленность субъекта на преодоление такой зависимости, «освоение», «обретение» сакрального объекта. Эти установки отражают двойственность потребностно-мотивационной сферы сознания, которая придает деятельности субъекта, с одной стороны, активность, энергетику, а с другой, - смысл. В мистическом опыте предметом активно-деятельного «освоения», «обретения» (которое может быть как реальным, так и виртуальным) является имагинарная «потусторонняя реальность». Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что мистический опыт является одной из форм мотивационных состояний сознания. Ее особенность в том, что она нацелена на реализацию потребности в гармонизации отношений субъекта с природной и социальной средой, обретении субъектом смысла «существования своего Я» во всегда открытом в будущее, незавершенном жизненном мире. Именно мотивационная основа придает мистическому опыту импровизационный характер, а также творческий, обновленческий потенциал (в границах чувственно-эмоционального переживания мира субъектом). В статье проанализировано также понятие смысловой реальности. Показано, что смысловые основания мистического опыта отражают индивидуально-неповторимые стороны жизнедеятельности человека, являются результатом взаимодействий множества факторов социокультурного, индивидуально-личностного характера (психологических, медицинских, фармакологических, гендерных, психиатрических и др.).

In the existing philosophical interpretations of mystical experience (constructivism, essentialism, etc.), its essence is usually seen in the features of "mystical knowledge". At the same time, the value-semantic foundations of mystical experience and its existential aspect remain in the shadows. In this article, the mystical experience is analyzed from the standpoint of the theories of the subject's objective activity - the theory of activity (developed in Russian psychology), enactivism, and the concept of the "life world". It is shown that the essence of mystical experience is manifested not in cognitive, but in value-semantic, existential attitude to the world, which is represented by two groups of value-semantic viewpoints. In the first, the dependence of the subject on the sacred object of mystical experience is expressed, in the second - the volitional focus of the subject on overcoming such dependence, "mastering", "acquiring" the sacred object. These attitudes reflect the duality of the need-motivational sphere of consciousness, which gives the activity of the subject, on the one hand, activity, energy, and on the other, meaning. In mystical experience, the subject of active "development", "acquisition" (which can be both real and virtual) is an imaginative "otherworldly reality". The analysis allows us to conclude that mystical experience is one of the forms of motivational states of consciousness. Its peculiarity is that it is aimed at realizing the need for the harmonization of the subject's relations with the natural and social environment, the subject's finding the meaning of the "existence of his self" in an always open to the future, incomplete life world. It is the motivational basis that gives the mystical experience an improvisational character, as well as a creative, renewing potential (within the boundaries of the sensory-emotional experience of the world by the subject). The article also analyzes the concept of semantic reality. It is shown that the semantic foundations of mystical experience reflect the individually unique aspects of human life, are the result of the interactions of many factors of socio-cultural, individual-personal nature (psychological, medical, pharmacological, gender, psychiatric, etc.).

Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
153-165
Status
Published
Volume
26
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
mysticism; knowledge; meanings; values; life world; experience; emotions; ecstasy; subject; object; мистика; знание; смыслы; ценности; жизненный мир; опыт; эмоции; экстаз; субъект; объект
Date of creation
06.07.2022
Date of change
06.07.2022
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/85638/
Share

Other records

Чупин А.Л., Чупина Ж.С.
Вестник Московского финансово-юридического университета. Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА". 2022. P. 214-231
Черных В.И.
RUDN Journal of Philosophy. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 26. 2022. P. 166-177