В статье анализируется опыт преподавания истории медицины в Российском университете дружбы народов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции; обсуждаются положительные и отрицательные стороны дистантного обучения в области медицины, которое в период пандемии COVID-19 стало основной, а порой и единственной формой образования. Среди них: заметное снижение общего уровня подготовки поступающих в вузы; утрата живого общения преподавателя и студента; сложность привлечения всех студентов группы к активному обсуждению темы в online формате; сложность объективной оценки реальных знаний студентов; кратное увеличение внеаудиторной работы преподавателя, которая выплескивается далеко за рамки расчетной учебной нагрузки; значительное увеличение времени, которое преподаватель затрачивает на подготовку электронных учебных материалов, проверку письменных работ студентов и ежедневную переписку с многочисленными студентами в формате электронной почты; ослабление этической и воспитательной составляющей учебного процесса, а также профессиональное и эмоциональное «выгорание». Следовательно, дистантное обучение не может заменить обучение очное, - оно является лишь дополнением к проверенному веками традиционному очному образованию.
The paper is devoted to the experience of teaching the History of Medicine at Peoples' Friendship University of Russia under conditions of a new coronavirus infection pandemic, and to the discussion on positive and negative aspects of distance education in medicine, which during the COVID-19 pandemic became the main and sometimes the only form of education. Among them are the following: a noticeable decrease in the university entrants' knowledge; loss of live communication between the teacher and the student; the difficulty to involve all students of the group into an active discussion of the topic in the on-line format; the complexity of an objective assessment of the real knowledge of students; a multiple increase in the teacher's extracurricular work, which spills out far beyond the normative load; a significant increase in the time that the teacher spends on preparing e-learning materials, checking students' written works and daily correspondence with numerous students in e-mail format; weakening of ethical and educational aspects of the teaching process, as well as professional and emotional "burnout". Thus, distance learning cannot replace full-time education - it is only an addition to the traditional full-time (live) education that has been proven for centuries.