Инновационные проекты в области формального, неформального и информального образования для устойчивого развития

Образование для устойчивого развития (ОУР) с 1990-х гг. является одним из приоритетных направлений деятельности международных организаций. С 2015 г. присуждается премия ЮНЕСКО-Японии в области ОУР. Статья посвящена анализу инновационных проектов в области формального, неформального и информального образования для устойчивого развития (ОУР), удостоенных данной премии в 2015-2019 гг. Предмет исследования - содержание проектов и программ стран-победителей по соответствующим областям ОУР. На основе системного подхода показано, что победителями становятся инициативы, которые затрагивают в равной степени социальные, экономические и экологические аспекты ОУР и приводят к положительным индивидуальным и общественным изменениям. В ходе исследования выявлено, что доля проектов и программ в области формального и информального образования не велика (7 и 13 % соответственно). Несмотря на значительное число для неформального ОУР (33 %), всё же большинство отмеченных инициатив (47 %) носят комплексный характер. Передовой опыт стран-лауреатов дополняет существующие представления о возможностях изучения вопросов устойчивого развития в области неформального и информального образования, а также уточняет преимущества непрерывного ОУР на протяжении всей жизни. Для реализации комплексного ОУР авторами рассматривается общеинституциональный подход, который позволяет определить ориентированную на устойчивое развитие стратегию деятельности образовательных организаций в целом, в результате чего традиционная модель образования подвергнется «ОУР-трансформации».

Education for sustainable development (ESD) has been one of the priority vectors in the activity of international organizations since 1990s. The UNESCO-Japan Prize on Education for sustainable development has been awarded since 2015. This article is dedicated to the analysis of innovation projects in the area of formal, non-formal and informal education for sustainable development that have received this award over the period from 2015-= to 2019. The subject of this research is the content of projects and programs of the winner countries in the corresponding areas of ESD. The systemic approach demonstrates that the initiatives that equally affect social, economic and environmental aspects of ESD and lead to positive individual and societal changes become the winners. It is determined that the share of projects and programs in the area of formal and informal education is insignificant (7 and 13%, respectively). Despite a considerable number for informal ESD (33%), most of the initiatives (47%) are of complex nature. The advanced experience of the award-winning countries complement the existing representations on the opportunities of studying the questions of sustainable development in the area of non-formal and informal education, as well as indicates the benefits of continuous ESD throughout life. For the implementation of ESD, the authors employ general institutional approach that reveals the strategy of activity of the educational institutions oriented towards sustainable development, which results in subsequent “ESD-transformation” of the traditional model of education.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью НБ-Медиа
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
63-75
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
the whole-institution approach to ESD; integration; lifelong education; informal education; non-formal education; Formal Education; programme; project; ESD; the UNESCO-Japan Prize; общеинституциональный подход; непрерывное образование; информальное образование; неформальное образование; формальное образование; программа; проект; ОУР; премия ЮНЕСКО-Япония; интеграция
Date of creation
16.12.2021
Date of change
16.12.2021
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/81358/
Share

Other records