Формирование гражданской позиции обучающихся вуза с точки зрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования

В данной статье представлен анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - «ФГОС ВО») с точки зрения содержательного компонента, способствующего формированию гражданских качеств и гражданской позиции обучающихся. Отмечено, что в современной политической и социально-экономической жизни России приоритет отдается развитию активности молодежи в условиях построения гражданского, демократического и правового государства. Молодым людям необходимо быть компетентными для полноценного участия в общественно-полезных событиях страны, делая при этом осознанный политический выбор. Высшим учебным заведениям отводится значительная роль в подготовке как образованных, так и критически мыслящих граждан, обладающих высоким уровнем ответственности и патриотических чувств. Целью нашего исследования является выявление педагогических условий формирования гражданской позиции студентов, обучающихся в высшей школе. Анализ стандартов и существующих нормативных правовых актов позволил обозначить основные приоритеты и некоторые направления развития системы высшего образования России. Одной из важнейших задач системы высшего образования является повышение конкурентоспособности российских высших учебных заведений и формирование у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций. Однако, несмотря на законодательное закрепление на федеральном уровне значимости развития гражданской позиции, только часть ФГОС ВО напрямую указывает в требованиях к результатам освоения программы необходимость формирования гражданской позиции у учащейся молодежи.

This article analyzes the Federal State Educational Standards of Higher Education from the perspective of substantive component that contributes to the formation of civic qualities and civic position of the students. It is noted that in modern political and socioeconomic life, the Russian Federation gives priority to the development of youth activity in the conditions of building civilian, democratic and constitutional state. Young people should be competent in order to be engaged in the country’s socially useful events to the fullest and make conscious political choice. Higher education institutions play a considerable role in preparing educated and critically minded citizens, who possess high level of responsibility and patriotism. The goal of this article is to establish the the pedagogical conditions for the formation of civic position of students of higher education institutions. Analysis of the standards and existing normative legal acts allowed outlining the key priorities vectors in the development of higher education system of the Russian Federation. One of the crucial tasks of higher education system is to improve competitiveness of higher education institutions of the Russian Federation, as well as develop general cultural and professional competencies of future specialists. However, despite legislative consolidation on the federal level of the importance of development of civic position, the direct requirements for the results of formation of civic position among students are indicated only in part of the Federal State Educational Standards for Higher Education.

Authors
Глущенко О.П.1
Publisher
Общество с ограниченной ответственностью НБ-Медиа
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
51-62
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Краснодарский университет МВД России
Keywords
educational organizations; legal regulation; students; competence; civil position; civil society; state educational standard; higher education system; educational process; personal quality; система высшего образования; государственный образовательный стандарт; гражданское общество; гражданская позиция; компетенция; учащаяся молодежь; правовое регулирование; образовательные организации; образовательный процесс; личностные качества
Date of creation
16.12.2021
Date of change
16.12.2021
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/81357/
Share

Other records