ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ

Ни одному народу его система образования не преподносятся готовой как дар. Система образования рождается, растет, медленно и постепенно обретает свои отчетливые черты и свойства. Иначе говоря, имеет свою историю. И свою историю оформления как исторической проблемы и объектно-предметной области исторической науки. В данной статье нас интересовали не столько истоки рождения и развития системы образования, сколько возможности выявить и проанализировать базовые основания этой системы как непреходящих принципов и ценностей, сформировавшихся на протяжении тысячи лет, и на которых зиждется национальное образование. По результатам исследования было дополнено и расширено актуальное значение того явления, которое связано в оценках и исследовательских интерпретациях с темой образования, подверженной устойчивым отрицательным рефлексиям. Так, в исторической науке, как, впрочем, и других гуманитарных науках, сложилась, на наш взгляд, ошибочная корреляция между российской цивилизацией, российскими политическими режимами и степенями грамотности, доступностью, и качеством образования. Чем менее развитая цивилизация, или интерпретируемая как более централизованная и жесткая система, тем будто бы меньше вероятность того, что население будет иметь доступ к образованию. В тисках такой отрицательной корреляции оказалась и история, и историография по теме образования в России. Преодолеть этот вредный и ошибочный подход можно, если по-новому подойти к истории складывания системы национального образования и определения ее качественных признаков и свойств как исторически преходящего явления.

Not a single nation is presented with its education system ready-made as a gift. The education system is born, grows, slowly and gradually acquires its distinct features and properties. In other words, it has its own history. And its history of formation as a historical problem and object-subject area of historical science. In this article, we were interested not so much in the origins of the birth and development of the education system, as in the opportunity to identify and analyze the basic foundations of this system as enduring principles and values that have formed over a thousand years, and on which national education is based. According to the results of the study, the actual meaning of the phenomenon, which is associated in assessments and research interpretations with the topic of education, subject to stable negative reflections, was supplemented and expanded. So, in historical science, as, indeed, in other humanities, there is, in our opinion, an erroneous correlation between Russian civilization, Russian political regimes and literacy degrees, accessibility and quality of education. The less developed a civilization, or interpreted as a more centralized and rigid system, the less likely it is that the population will have access to education. Both history and historiography on the topic of education in Russia have found themselves in the grip of such a negative correlation. It is possible to overcome this harmful and erroneous approach if we take a new approach to the history of the formation of the national education system and determine its qualitative features and properties as a historically transient phenomenon.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью "Журнал "Вопросы политологии"
Number of issue
7
Language
Russian
Pages
1986-1997
Status
Published
Volume
11
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Национальный Союз Политологов
Keywords
education; education system; history of the Russian education system; образование; система образования; история российской системы образования
Date of creation
16.12.2021
Date of change
16.12.2021
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/81271/
Share

Other records