Опыт анализа региональных систем образования Российской империи (на материале статей Международного сетевого центра фундаментальных и прикладных исследований). Часть 1

История образования в Российской империи остается дискуссионной и политизированной темой. Если в советское время достижения имперской системы игнорировались, то в настоящее время, напротив, присутствует ее определенная идеализация. В данной статье предпринята попытка взглянуть на систему образования Российской империи как на совокупность региональных систем образования, между которыми существовали серьезные различия. Для достижения этой цели были проанализированы статистические сведения по 5 губерниям и 2 казачьим областям, сделан вывод о том, что в середине XIX в. действительно можно говорить о различных системах образования в регионах империи. При этом различия отмечены как организационные (например, в некоторых регионах для распространения грамотности вообще имели больше значение школы Министерства государственных имуществ, чем школы Министерства народного просвещения), так и качественные (доля детей, посещающих школы, даже в регионах, не затронутых Кавказской войной, колебалась в несколько раз). В итоге, если в одних регионах (Вологодская губерния, Оренбургское казачье войско) учебные заведения к этому времени были уже во всех значительных поселениях, то в других - их было крайне мало (менее 30 в области Войска Донского и менее 10 в Тифлисской губернии).

The history of education in the Russian Empire remains a controversial and politicized topic. If in Soviet times the achievements of the imperial system were ignored,now, on the contrary, there is a certain idealization of it. This article attempts to look at the education system of the Russian Empire as a set of regional education systems, between which there were serious differences. To achieve this goal, statistical data on 5 provinces and 2 Cossack regions were analyzed, and it was concluded that in the middle of the XIX century, indeed, we can talk about different educational systems in the regions of the empire. At the same time, both organizational differences were noted (for example, in some regions, the schools of the Ministry of State Property were more important for the spreading of literacy in general than the schools of the Ministry of Public Education), and qualitative differences (the proportion of children attending schools, even in regions not affected by the Caucasian war, fluctuated several times). As a result, if in some regions (Vologda province, Orenburg Cossack army) educational institutions were already in all significant settlements, then in others - there were very few of them (less than 30 in the area of the Don Army and less than 10 in the Tiflis province).

Publisher
Cherkas Global University
Number of issue
16
Language
Russian
Pages
726-737
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
russian empire; regional education systems; Voronezh Province; Vologda province; Stavropol province; Tiflis province; Vilna province; Don Army Region; Orenburg Cossack army; российская империя; региональные системы образования; Воронежская губерния; Вологодская губерния; ставропольская губерния; Тифлисская губерния; Виленская губерния; Область войска Донского; оренбургское казачье войско
Date of creation
16.12.2021
Date of change
16.12.2021
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/80841/
Share

Other records

Блохин В.В., Уварова Е.Д.
Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Гололобов Евгений Ильич, Засыпкин Владислав Павлович. 2021. P. 215-219