ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ

Анализируется рефлексивность как основа самопознания и понимания себя субъектом в будущей профессиональной деятельности. Проанализированы психологические особенности профессионального становления личности в юношеском возрасте, рассмотрена специфика проявления рефлективности, выделены уровни ее развития и определена роль в профессиональном самоопределении старшеклассников. Эмпирическое исследование проведено на выборке 244 учащихся (136 девушек и 108 юношей, средний возраст - 16 лет). В исследовании были использованы: тест на выявление профессионального типа личности Дж. Холанда в модификации (Г.В. Резапкиной); методика «Мотивы выбора профессии» Г. Овчаровой; методика определения уровней развития рефлексивности А. Карпова; методика «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева и эссе на тему «Роль прошлого, настоящего и будущего в моей жизни». По результатам пилотажного этапа исследования выделены три группы респондентов с разными показателями рефлексивности. Количественный и качественный анализ показателей рефлексивности и профессионального самоопределения старшеклассников позволил установить специфическое соотношение указанных характеристик. Результаты исследования могут стать основой для развития рефлексивности старшеклассников и для создания программ актуализации их профессионального самоопределения.

The analyzes reflexivity as the basis of self-knowledge and understanding of oneself as a subject in future professional activity. The psychological features of the professional formation of a personality in the youth age were analyzed, the specifics of the manifestation of reflexivity were considered, the levels of its development were singled out and the role in the professional self-determination of high school students was defined. An empirical study was carried out on a sample of 244 students (136 girls and 108 boys, average age - 16 years). In the empirical study, the following were used: the test to identify the professional type of personality of J. Holand in a modification (G.V. Rezapkina); the method «Motives for Choosing a Profession» by G. Ovcharova; Karpov's method to determine the levels of development of reflexivity; the technique «Differential Type of Reflexion» by D.A. Leontiev and the essay «The Role of the Past, Present, and Future in My Life». In the course of the empirical study, three groups of respondents with different indicators of reflexivity were identified. The quantitative and qualitative analysis of the indexes of reflexivity and professional self-determination of high school students allowed us to establish a specific correlation of these characteristics. The results of the research can become the basis both for the development of the reflexivity of high school students and for the creation of programs to actualize their professional self-determination.

Number of issue
2
Language
Russian
Pages
13-26
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
professional self-determination; reflexivity; personality; high school students; characteristics; профессиональное самоопределение; рефлексивность; личность; старшеклассники; характеристики
Share

Other records