Стереотипные методы формирования общественного мнения в текстах газетных заголовков

Данная статья - отчет о результатах проведенного качественно-аналитического исследования, анализирующего заголовки, связанные с российско-турецкими взаимоотношениями и взаимодействием по войне в Сирии. Данное исследование проводилось на трех языках: русском, арабском и английском. Анализировались риторические приемы и методы воздействия в заголовках шести приблизительно аналогичных по формату общественно-политических газетах: российских «Ведомостях» и «Известиях»; сирийской газете «Аль-Ватан» и ближневосточной «Аш-Шарк Аль-Аусат»; североамериканской «Нью-Йорк Таймс», а также британской «Дейли Телеграф». Исследование посвящено поиску и описанию стереотипных методов формирования общественного мнения с помощью газетных заголовков. Результаты: методы формирования общественного мнения при помощи заголовков в российских «Ведомостях» и «Известиях» идентичны; заголовки в сирийской «Аль-Ватан» больше всего похожи на российские. В «Аш-Шарк Аль-Аусат» используются принципиально иные методы риторического, лингвистического и стилистического воздействия. Минимальное количество заголовков в англоязычных СМИ свидетельствует о том, что российско-турецкие взаимоотношения и война в Сирии не являются предметом формирования общественного мнения «Нью-Йорк Таймс» и «Дейли Телеграф». Убийство Посла РФ в Турции - самое освещаемое событие всех СМИ.

Stereotypical Methods of Forming Public Opinion in the Newspapers’ Headlines

This article is a report about the results of the held quality analytical study of the newspapers’ headlines about Russian-Turkish cooperation in Syrian war. This study was in three languages: Russian, Arabic and English. The study covered six newspapers: Russian “Vedomosti” and “Izvestiya”; Arabic “Al-Watan” and “Al-sharq Al-Awsat”; English “The New York Times” and “The Daily Telegraph”. The study identified and described rhetorical, linguistic, stylistic and other journalistic techniques used in the headlines of the mentioned above six newspapers. An aim of the study was finding and describing some international stereotypical methods of forming public opinion. The results show that the methods of building public opinion by the headlines in Russian “Vedomosti” and “Izvestiya” are identical; the headlines of Syrian “Al-Watan” are the closest to the Russian ones. The headlines in “Al-sharq Al-Awsat” are different in terms of their journalistic techniques. The smallest number of headlines in English shows that “The New York Times” and “The Daily Telegraph” don’t build public opinion on Russian-Turkish cooperation in Syrian war. The assassination of the Russian Ambassador to Turkey was the most mentioned event in the headlines of all studied newspapers.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экономическое образование"
Number of issue
6
Language
Russian
Pages
62-79
Status
Published
Year
2019
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Keywords
газетные заголовки; общественное мнение; стереотипы; стереотипизация; newspaper headlines; public opinion; stereotypes; stereotyping
Date of creation
02.11.2020
Date of change
02.11.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/70668/
Share

Other records