Цивилизационный прорыв «осевого времени», осуществленный human band в середине первого тысячелетия до н.э. практически одновременно в различных широтах нашей планеты, - это время рождения наук и искусств, развития языка как литературной традиции, становления Мифа как действующей картины мира - субъективного объектива, философского понимания, что есть человек и бытие, окружающее его и творимое им, и формирования познающего мир словом и делом субъекта и, в тоже время, мыслящего объекта, обладающего политической рефлексией. И таким «натуральным ландшафтом» оказывается Мифименно его пространство, его terra nova, соткало ту атмосферу, что позволила возникнуть той питательной среде, из которой вышли натурфилософы - первые, словно космонавты, давшие не только первые знания о космосе и хаосе, но и правила хождения - того прямохождения в невесомости бытия, его неотвратимом постоянстве хаоса, что станет космосом для первого человека, как единственно возможным домом, средой обитания и пределом существования, и остается таковым и по сей день - уже для человека разумного и технократичного. Миф позволил не только дышать собой, но явился тем «натуральным обменом», что лег в основу «сократического диалога» первых мыслителей, предоставив себя в качестве колыбельной иль люльки всем философским школам и религиозным течениям.
The article focuses on the problem of the morphology of the self-portrait in the structure of female autobiographies of the Silver Age. Nina Berberova’s autobiography and Olga Gildebrandt-Arbenina’s diaries, viewed as self-portraits unfolding in time, are the objects of analysis. On the one hand, the architectonics of self-portrait is related to the development of female subjectivity in the situation when a woman, being in male culture, has to express her identity through ‘italics’ and ‘diaries’. On the other hand, it is related to intermediality as a typical feature of early 20th-century culture when discursive interconnections in a verbal piece of art were based on the semantic codes of other arts. The author considers the problem of visualization of the verbal in the semantic structure of self-portrait. Like a painter or photographer, the female author constructs new visual rhetoric marking her self-identity and recognizing herself in the Other inside the mirror of self-portrait and the camera lens. Hence the prioritized visual strategies of self-portrait representation: 1) a mirror as a metaphor of autobiographical memory; 2) a camera-lens and recognizing oneself in the Other.