В настоящей статье на примере ислама рассматриваются государственноконфессиональные отношения в РФ, происходящие в контексте возвращения религии и религиозных смыслов в публичное пространство (возрождения религии). Этот процесс затрагивает как институциональные (эволюция федеративного устройства государства, политической системы, формирование гражданского общества), так и ценностные аспекты влияния религии на политическую культуру общества, идеологию федерализма и изменение содержания принципа светскости государства. В качестве методологии использована теория делиберативной демократии Ю. Хабермаса, концепция постсекулярного общества, концепция федерализма, цивилизационный подход. Обосновывается вывод о необходимости обеспечить уважение к религиозным ценностям при сохранении светского характера российского государства как асимметричной федерации.
In the article, the author uses the example of Islam to examine the interconfessional relations, developing in the Russian Federation in the context of return of religion and religious beliefs to public life (revival of religion). This process affects both institutional aspects (evolution of the state’s federal structure, political system, formation of civil society) and value aspects of religion, such as its influence on the political culture of society, ideology of federalism and change in the content of secularism of the state. J. Habermas’ theory of deliberative democracy, the concepts of post-secular society and federalism, as well as the civilizational approach are used as the methodological base of the research. The author justifies his conclusion about the necessity to ensure respect for religious values while preserving the secular nature of the Russian state as an asymmetric Federation.