Орфические свойства музыки в произведениях Паскаль Киньяра

Статья посвящена одному из крупнейших писателей рубежа XX- XXI вв. - Паскаль Киньяру. Его творчество вписывается в общее русло основных тенденций эпохи - возвращение к рассказыванию историй, но с учетом новых подходов к реальности, психологии, языку, сформированных современными гуманитарными науками. В статье рассматривается тема музыки, проходящая лейтмотивом через его эссе «Урок музыки», «Ненависть к музыке» и роман «Все утра мира». В эссе «Урок музыки», посвященном мутации мальчишеского голоса, изначальный травматизм человеческого существования становится отправной точкой экзистенциальных размышлений писателя. Метафора смертельной раны олицетворяет необратимость утраченного. Диалог различных дискурсов, перенасыщенность культурными аллюзиями создают альтернативную версию музыки, обладающей орфическими свойствами. Тема утраты дублируется в романе «Все утра мира». Смерть жены Сент-Коломба, известного музыканта XVII в., изменила его жизнь. Музыка Сент-Коломба ускользает из трехмерного пространства - она принадлежит другому измерению, в котором каждое проживаемое явление приобретает значение невосполнимой утраты. Дальнейшее развитие темы музыки в эссе «Ненависть к музыке». Коллаж цитат, интерполяций воспроизводит диалог различных культурных эпох. И эссе и роман пронизаны риторическими размышлениями об орфических свойствах музыки.

The article deals with one of the greatest writers of the turn of the 20-21st centuries Pascal Quignard. The article deals with the theme of music, passing leitmotif through his essay “Music Lesson”, “The Hatred of Music” and the novel “All the Mornings of the World”. In the essay “Music Lesson” the original traumatism of human existence becomes the starting point of existential reflections of the writer. The metaphor of the mortal wound represents the irreversibility of the lost. Dialogue of different discourses creates alternative version music, with the Orphic properties. The theme of loss is duplicated in the novel “All the Mornings of the World”. Death of Saint-Colombe’s wife, known musician 17th century, changed his life. The music of Saint-Columba escapes from third-dimensional space - it belongs to another dimension, in which each lived phenomenon acquires the meaning of irreparable loss. Further development of the theme music in the essay “The Hatred of Music”. Collage of quotes, interpolations reproduces the dialogue of different cultures. Both the essay and the novel are laced with rhetorical reflections on the Orphic properties of music.

Journal
Number of issue
5
Language
Russian
Pages
40-50
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
французская литература; музыка; Паскаль Киньяр; орфический; ритм; фрагментарный; видение; аллюзия; утрата; диалог; коллаж; цитата; FRENCH literature; music; P. Quinard; orphic; fragmentary; vision; allusion; loss; collage; citation; rhythm; dialogue
Date of creation
02.11.2020
Date of change
02.11.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/69099/
Share

Other records