Соответствие публичному интересу как критерий конституционности законов: французская доктрина и практика

В статье рассматривается история формирования, доктринальное понимание и практическое применение концепции публичного интереса в праве Франции. Современная трактовка публичного интереса восходит к понятию общей воли Ж.-Ж. Руссо. Французская доктрина не рассматривает публичный интерес как совокупность частных интересов, а, напротив, противопоставляет его им. Публичный интерес понимается как общая воля нации и имеет приоритет по отношению к интересам частных лиц. Публичный интерес выступает и как основание, и как ограничение деятельности публичных властей, которые должны обеспечивать его реализацию, но не могут выходить за пределы необходимого для этого. Государственный совет и административные суды Франции используют концепцию публичного интереса в целях проверки законности деятельности публичной администрации. Акт органа исполнительной власти, преследующий цели, не соответствующие публичному интересу, признается незаконным и подлежит отмене. На основе анализа практики Конституционного совета и работ французских юристов в статье показано, что соответствие публичному интересу выступает в качестве одного из критериев оценки конституционности законов. При этом Конституционный совет руководствуется принципом соразмерности. Если закон предусматривает ограничения прав и свобод человека, то они должны соответствовать целям публичного интереса и не являться чрезмерными. Конституционный совет учитывает характер ограничиваемых прав и их конституционную значимость, применяя к различным правам разные стандарты соответствия публичному интересу. Автор подчеркивает, что французская доктрина и судебная практика не выработали универсального определения публичного интереса, его смысл во многом сводится к соответствию общей воле, а сами критерии соответствия публичному интересу устанавливаются при разрешении конкретных дел. Несмотря на то, что некоторые правоведы ставят под сомнение эффективность и обоснованность использования концепции публичного интереса в процессе принятия законов и регламентов, а также при вынесении решений Конституционным советом, Государственным советом и административными судами, на практике к данной концепции продолжают обращаться при осуществлении контроля законности актов исполнительной власти и конституционности законов.

THE PUBLIC INTEREST AS CONSTITUTIONALITY OF LAWS CRITERION: FRENCH DOCTRINE AND PRACTICE

The article is devoted to genesis, doctrinal interpretation and practical application of the concept of the public interest in French law. The modern interpretation of the public interest goes back to the concept of the common will J.-J. Rousseau. French doctrine does not consider the public interest as a set of private interests, but on the contrary, opposes it to them. The public interest is understood as the common will of the nation and has priority over the interests of individuals. Public interest is both a base, and a restriction of the activities of public authorities, which should ensure its implementation, but can not act beyond necessity for that. The French Conseil d'État and administrative courts used the concept of public interest in order to control the legality of public administration activity. The act of executive authority, pursuing goals that do not meet the public interest, recognized as illegal and subject to cancellation. On the basis of analysis of decisions of the Constitutional Council and researches of French lawyers the author justifies the assertion according to which the public interest is considered one of criteria applied for assessment On the basis of analysis of decisions of the Constitutional Council and researches of French lawyers the author justifies the assertion according to which the public interest is considered one of criteria applied for assessment of quality of laws. The Constitutional Council is guided by the principle of proportionality. If the law provides for the limitation of rights and freedoms, they must comply with the objectives of public interest and is not excessive. The Constitutional Council shall consider the nature of the rights and their constitutional importance, applying different standards of the public interest to various rights. The author emphasizes that the French doctrine and case law have not developed a universal definition of public interest, its meaning is largely reduced to correspond to the common will, and the criteria of the public interest established by the resolution of specific cases. Despite the fact that some legal theorists doubt the effectiveness and validity of the public interest concept when it comes to creating new laws and regulations as well as for the Constitutional Council, the Conseil d'État and the administrative courts decision-making, this bodies continue referring to this concept within the framework legality control of executive acts and constitutional review of laws.

Authors
Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
32-42
Status
Published
Year
2016
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
закон; подзаконный акт; конституционный контроль; Конституционный совет; общая воля; права человека; принцип соразмерности; публичная власть; публичный интерес; публичное право; Франция; legislative act; executive act; constitutional review; Constitutional Council; common will; human rights; principle of proportionality; public authority; public interest; public law; France
Date of creation
01.10.2020
Date of change
01.10.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/63978/
Share

Other records

Kiseleva E.V.
RUDN Journal of Law. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. P. 90-105