Опыт определения современных религиозных представлений и практик: Даниэль Эрвье-Леже

В условиях современной социальной реальности изменяются принципы формирования религиозных представлений и практик: религиозность становится мировоззренческой опцией; религиозные субъекты пользуются большей автономией относительно институтов и могут самостоятельно конструировать и утверждать модели верований; ослабевают механизмы наследования религиозной идентичности; приватизированная религиозная этика проходит социальную легитимацию вне прямой зависимости от религиозных организаций. В данной статье автор обращается к работе французского социолога Даниэль Эрвье-Леже для того, чтобы получить один из возможных вариантов социологического осмысления и концептуализации подобного спектра проблем. Техническим решением деинституционализации религиозной жизни по Эрвье-Леже служит бриколаж - bricolage (франц.). Бриколажем можно назвать индивидуальную практику за пределами системно установленных способов и средств производства, а также деятельность, в которой особая (возможно, даже определяющая) роль отведена случайности, например, «случайному» набору применяемых элементов. Основной чертой современной религиозности французский социолог считает право каждого на бриколаж, т.е. на индивидуальную конструкцию религиозной этики. Однако подобный режим социального контроля не является прямым указанием ни на этическую небрежность, ни на радикальный индивидуализм. Отмечая ослабление межпоколенческой трансляции религиозной идентичности, упрощение процедур входа-выхода из религиозных сообществ, Эрвье-Леже формулирует тезис о движении как основном поведенческом мотиве современных религиозных субьектов. Движение становится форматом не только индивидуального поиска, но и коллективного производства и обмена религиозным опытом.

An attempt to define contemporary religious representations and practices: Danièle Hervieu-Léger

The contemporary social reality is marked by a considerable change of religious views and practices: the religion itself becomes a worldview option; the religious individuals are more autonomous from the religious institutions; individuals get an opportunity to construct and approve different beliefs; the religious identity transmission mechanisms weaken; the privatized religious ethics is legitimized outside the religious institutions. Danièle Hervieu-Léger’s theory presents one of the ways for the sociological conceptualization of the problems mentioned. The concept ‘bricolage’ is used by Hervieu-Léger as a technical explanation of the religious life deinstitutionalization. We define the bricolage as an individual practice that overcomes system-imposed modes and means of production, as an activity based on a random set of available elements. Hervieu-Léger notes that the main feature of the contemporary religiosity is the bricolage freedom, i.e. the freedom to construct an individual religious ethics. However, such a mode of social control does not necessarily lead to religious negligence or radical individualism. French sociologist believes that the generational transfers of religious identity are weakening and the in-out decisions in religious communities are becoming easier. According to Hervieu-Léger, such a movement itself becomes the main behavioral motif for contemporary religious agents for it is responsible not only for the individual religious pursuit, but for the collective construction and exchange of the religious experience.

Authors
Yatsutsenko Yu.V.1
Publisher
Российский университет дружбы народов
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
18-32
Status
Published
Year
2014
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
бриколаж; религиозная идентичность; приватизация религиозной этики; деинституционализация; мобильность; конверсия; автономный субъект религиозности; bricolage; religious identity; the privatization of the religious ethics; the religious life deinstitutionalization; mobility; conversion; an autonomous subject of religiosity
Share

Other records