ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЖУРНАЛИСТА В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕДИАПРОСТРАНСТВА

В настоящее время российская журналистика, как и СМИ во всем мире, переживает многоаспектные тектонические перемены вследствие наступления цифровой эпохи. Организационная перестройка всех институтов журналистики приводит к возникновению нового типа институции - мультиплатформенного мультиформатного органа, создающего широкий спектр видов медийного контента. Поэтому ключевым вопросом на повестке дня становится вопрос о формировании новой школы журналистики для подготовки журналистов именно для цифровой эпохи. Важный аспект этого вопроса - трансформация профессиональных навыков журналистов, в том числе развитие так называемых «мягких навыков» на основе геймификации в процессе обучения. Представлены результаты исследования внедрения игровых практик и структур (геймификация или игрофикация) в неигровые образовательные контексты, играющие видную роль в перестройке профессиональных компетенций журналиста цифровой эпохи. В их числе значительное место занимают так называемые «мягкие навыки» (англ. soft skills) - надпрофессиональные коммуникативные, менеджерские умения, обеспечивающие творческое взаимодействие людей. Именно soft skills - один из немногих факторов подготовки молодого специалиста, который точно не устареет в ближайшие 10-20 лет. Эмпирической базой настоящего исследования стали материалы, накопленные в результате наблюдения за студентами третьего года обучения во время и после преподавания курса «Тележурналистика» на филологическим факультете Российского университета дружбы народов (2017-2018 годы). На основании полученных данных сделаны выводы о том, что два эти концепта довольно удачно взаимодействуют друг с другом. Однако в процессе преподавания учебных курсов с акцентом на soft skills с элементами геймификации определяются позитивные и негативные аспекты данной методики. К позитивным характеристикам относятся резко возросшая вовлеченность всех групп студентов в изучение предмета, определение «слабых» студентов и истинной мотивационной основы обучения журналистике и т.д. К негативным характеристикам, особенно в условиях ограниченных ресурсов, относятся возможное упущение важных теоретических знаний и, как следствие, образование лакун в подготовке молодого журналиста. Но даже при наличии недостатков геймификационные программы по soft skills, как и в целом учебные курсы, делающие акцент на изучении этого типа навыков, представляются универсально практико-ориентированными.

TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF A JOURNALIST IN THE PERIOD OF MEDIA SPACE DIGITALIZATION

Today, like the media in the rest of the world, Russian journalism is undergoing multi-aspect tectonic change generated by the digital age. The organizational restructuring of all journalistic institutions results in the evolution of a new type of institution - a multiplatform, multi-format entity producing a broad variety of kinds of multimedia content. Therefore, the key issue on the media agenda is the building of a new school of journalism capable of training specialists specifically for the digital era. An important aspect of this issue is the transformation of journalists' professional competences, including the development of the so-called "soft skills" on the basis of gamification, in the education process. The paper presents the results of a study of the introduction of game practices and structures, or gamification, in non-game educational contexts which are playing an important role in the restructuring of professional competences of a journalist in the digital age. Among these competences, a significant place belongs to "soft skills", i.e. supra professional communicative and managerial skills ensuring creative interaction among the people. Soft skills make one of the few factors in the training of young specialists that will definitely not become obsolete in the next ten to fifteen years. The empirical base of the study was provided by the materials accumulated in the process of observing third year students during and following their training course in television journalism at the Department of Philology of the Russian People's Friendship University (2017-2018). The obtained data allowed to conclude that gamification and soft skills relate to each other quite successfully. However, the investigation revealed both positive and negative aspects of the method. The positive outcomes include a sharply increased involvement of all student groups in the study of the subject, identification of "weak' students and pinpointing of the real motivational basis for the study of journalism, etc. The negative characteristics, especially under conditions of limited resources, are possible gaps in significant theoretical knowledge and, as a result, the formation of lacunas in the training of young specialists. But even with all the existing shortcomings, gamification soft skills programs and, generally, training courses with an accent on the study of skills of this type seem to be addressing the needs of practice universally.

Authors
Publisher
Автономная некоммерческая организация "Институт региональной журналистики"
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
24-30
Status
Published
Volume
7
Year
2019
Organizations
  • 1 People's Friendship University of Russia (RUDN University)
Keywords
методика преподавания; профессиональные компетенции; «мягкие навыки» (англ. soft skills); геймификация (игрофикация); образовательные контексты; модель образования; training methods; professional competences; "soft skills"; gamification; educational contexts; education model
Date of creation
20.02.2020
Date of change
20.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/62084/
Share

Other records