РОЛЬ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

Практически сразу после распада СССР в конце 1991 года новые независимые государства столкнулись с проблемой налаживания экономических отношений в новых геополитических условиях. При этом часть государств постсоветского пространства - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия - не поддерживали инициативы по созданию интеграционных объединений, выступая за ослабление экономических отношений с Россией и переориентацию внешнеэкономических связей на европейские страны и США. Другая группа государств - Россия, Белоруссия и Казахстан, часть государств Центральной Азии - были приверженцами экономической интеграции, усматривая в этом возможность для сохранения своей промышленности и реализацию планов по индустриализации. Потребность в экономическом взаимодействии определялась задачами сохранения промышленного потенциала, который был создан в период Советского Союза и необходимостью решения текущих социально-экономических проблем. Эти два подхода определяли различные, зачастую диаметрально противоположные подходы стран постсоветского пространства к интеграции и оценки перспектив их будущих взаимоотношений. Проблемы налаживания взаимодействия на новой основе, исходя их национальных интересов, стояли остро перед странами постсоветского пространства с момента распада СССР. Они не раз пытались реализовать интеграционные проекты. Однако не все из них оказались успешными из-за различных подходов к налаживанию сотрудничества и неготовности передать часть национального суверенитета. Тем не менее, в силу внутриполитического развития и потребностей в сохранении имеющегося экономического потенциала, наибольшее внимание к сотрудничеству в рамках постсоветского пространства уделяли Россия, Белоруссия и Казахстан. На протяжении двадцати последних лет эти страны составляют «ядро» интеграционных организаций, выступая последовательными сторонниками расширения торгово-экономического взаимодействия. В последние пять лет одним из наиболее перспективных интеграционных проектов является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Казахстан. Формированию ЕАЭС предшествовали проекты создания Таможенного союза и Единого экономического пространства, направленные на расширение сотрудничества и сохранение промышленного потенциала. Создание ЕАЭС стало возможным в силу возросшей заинтересованности ряда стран постсоветского пространства в углублении сотрудничества на многосторонней основе. Кроме того, непростая ситуация в промышленности, ограниченные возможности к установлению и развитию равноправных торгово-экономических отношений с западными странами вынуждают постсоветские государства разворачиваться в сторону своих соседей. Дополнительным фактором в развитии интеграционного взаимодействия являются внутриполитические и внешнеполитические факторы, прежде всего, политика внерегиональных государств. В статье рассматриваются итоги деятельности Евразийского экономического союза, анализируется факторы, которые препятствуют расширению сотрудничества стран-участников ЕАЭС, а также рассматриваются возможные направления развития интеграционного объединения.

THE ROLE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN GEOPOLITICAL PROCESSES IN THE POST-SOVIET SPACE (Part one)

Almost immediately after the collapse of the USSR in late 1991, new independent states faced the problem of establishing economic relations in the new geopolitical conditions. Herewith, a part of the post-Soviet states - Georgia, Ukraine, Azerbaijan and Moldova - did not support the initiatives to create integration associations, advocating for the weakening of economic relations with Russia and reorientation of foreign economic relations to European countries and the United States. Another group of states - Russia, Belarus and Kazakhstan, some of the Central Asian states - were supporters of economic integration, viewing it as an opportunity to preserve their industry and implement their industrialization plans. The need for economic cooperation was determined by the tasks of preservation of industrial potential, created during the Soviet Union, and the need to address the current social and economic problems. These two approaches determined different, often diametrically opposed approaches of post-Soviet countries to the integration and assessment of the prospects of their future relationships. The problems of establishing cooperation on a new basis, proceeding from their national interests, were facing the post-Soviet countries since the collapse of the USSR. They have repeatedly tried to implement the integration projects. However, not all of them were successful because of the different approaches to the cooperation and unwillingness to transfer apart of national sovereignty. However, because of the internal political development and the need to maintain the existing economic potential, Russia, Belarus and Kazakhstan paid the greatest attention to the cooperation within the post-Soviet space. For the past twenty years, these countries have been the "core" of integration organizations, acting as consistent supporters of expanding trade and economic cooperation. During the last five years, the Eurasian Economic Union (EEU) has become one of the most promising integration projects, it unites Russia, Belarus Kazakhstan and Armenia. The formation of the EAEU was preceded by the projects on creation of the Customs Union and the Common Economic Space aimed broader cooperation and preservation of industrial potential.The creation of the EAEU became possible due to the increased interest of a number of post-Soviet countries in deeper cooperation on a multilateral basis.In addition, the difficult situation in industry, limited opportunities for the establishment and development of equal trade and economic relations with Western countries are forcing the post-Soviet states to turn to their neighbors. An additional factor in the development of integration interactions are domestic and foreign policy factors, first of all, the policy of non-regional states The article deals with the results of the Eurasian Economic Union, analyzes the factors that prevent expansion of cooperation of the EAEU member states, as well as consideres possible directions of development of the integration association.

Authors
Publisher
Общество с ограниченной ответственностью "Журнал "Вопросы политологии"
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
30-45
Status
Published
Volume
8
Year
2019
Organizations
  • 1 Diplomatic Academy of the RF Ministry of Foreign Affairs
  • 2 Peoples' Friendship University of Russia
Keywords
eurasian integration; Eurasian Economic Union; russia; belarus; kazakhstan; Kyrgyzstan; Armenia; евразийская интеграция; евразийский экономический союз; россия; Белоруссия; казахстан; киргизия; армения
Date of creation
20.02.2020
Date of change
20.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/61668/
Share

Other records

SLIZOVSKIY, MEDVEDEV N.P.
Евразийский Союз: вопросы международных отношений. Общество с ограниченной ответственностью "Журнал "Вопросы политологии". 2019. P. 239-251