НОВАЯ ОПТИКА ВЗГЛЯДА: "УРОДЦЫ" ДИАНЫ АРБУС

В статье предпринимается попытка рассмотреть фотографическое наследие Дианы Арбус в контексте визуального преодоления и трансформации нормы. Интерес к аномалиям, калекам и уродцам как апробированная тема культурного андеграунда обретает в творчестве фотохудожницы новый семиотический статус. Апеллируя к фильму Тода Броунинга «Уродцы» (1932), в котором кинорежиссер вывел группу актеров с физическими отклонениями, Арбус создает свою галерею «уродцев», в которой пытается преодолеть стереотипы поп-сознания по отношению к Другим, непохожим на большинство людей. Отказываясь от вуайеризма и позиции наблюдателя, фотохудожница устраняет дистанцию между собой и персонажами, визуально трансформируя представления о травматическом опыте и норме. Фронтальность и содружество с портретируемыми снимают всякое напряжение и чувство брезгливости, потому что снимок анфас генетических уродов, прямота нарративного высказывания напрямую указывает на их автономную нормальность. Новая оптика и честный взгляд автора на увиденное позволяет зрителю переосмыслить само понятие изъяна, которое фиксируется с помощью фотокамеры и беспристрастного взгляда Арбус.

NEW OPTICS OF THE EYE: “FREAKS” OF DIANA ARBUS

This paper describes the photographic heritage of Diana Arbus in the context of visual overcoming and transformation of the norm. Interest in what most people would call outcasts, misfits and freaks as an accepted theme of the underground culture finds a new semiotic interpretation in the artist’s work. Inspired by Tod Browning's cult horror movie Freaks (1932), which featured an array of marginalized physical disabilities, Arbus creates her own freaks gallery, in which she tries to overcome the stereotypes and prejudices in perceiving the Otherness. By refusing classic voyeuristic position of the observer, the artist shortens the distance between the Author and the Character, transforming the visual notions and icons of traumatic experience, decomposing the concept of the norm. Strong personal relationships between the artist and her models remove any tension and moral disgust. The full-face photos of the freaks and strong narrative author’s statement indicate models’ autonomous normalcy. Arbus’ particular regard allows the viewer to rethink the very concept of flaw, which is fixed with the camera and the artist’s imperturbable common sense.

Authors
Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный гуманитарный университет
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
79-87
Status
Published
Year
2019
Organizations
  • 1 RUDN University
Keywords
Диана Арбус; уродцы; аномалия; травма; инаковость; визуальная трансформация; новая оптика; Diane Arbus; freaks; anomaly; trauma; otherness; visual transformation; new optics
Date of creation
20.02.2020
Date of change
20.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/61547/
Share

Other records