Концепция сакрального во французской социологической школе

В статье рассмотрена концепция сакрального во французской социологической школе. Создавая данную концепцию, как установлено автором в процессе исследования, ее основатели Э. Дюркгейм и М. Мосс критиковали представителей классической английской антропологии, возводивших культы к практике анимизма. При этом Э. Дюркгейм отталкивался от концепции религии У. Робертсона-Смита, чьи основные идеи частично развил и изменил. В дальнейшем он и его последователи выступают сторонниками теории о тотемизме как исторически первичной форме сакральности, в которой не было места богам - сверхъестественным персонам. Еще одна характерная черта концепции, рассматриваемой автором статьи, - деление социума на сакральную и профанную сферы, популярное в научной франкоязычной среде, но не принятое в британской социальной антропологии. Концепция сакральности французской школы дополнена представлением М. Мосса о мане - безличной магической силе, не требующей обращения к божественным, трансцендентным силам. Интерпретация данного понятия французскими социологами близка концепту электричества в теории «животного магнетизма». В ходе исследования выявлено, что у Э. Дюркгейма и его последователей отсутствует субстанциональное различение святого (ритуально чистой сакральности) и оскверненного (ритуально нечистой сакральности). В статье обоснован вывод о том, что теория сакрального во французской социологической школе, подвергнутая критике, в первую очередь со стороны британской социальной антропологии, тем не менее существенно повлияла на научные школы второй половины XX в. В последнее время интерес к этой концепции в российской научной среде возрос, о чем свидетельствует увеличившееся количество посвященных ей публикаций. Однако тема ее связи с социалистической идеологией французских социалистов остается малоизученной.

The concept of sacred in the French sociological school

The paper deals with the concept of sacred in the French sociological school. While creating this theory, E. Durkheim and M. Mauss criticized the views of classical English anthropologists who identified cults as animistic practices. E. Durkheim invoked the concept of religion by W. Robertson Smith, developed and changed his main ideas to some extent. Further ideas of E. Durkheim and his followers were based on the theory of totemism as the original historical form of sacredness with no place for gods as supernatural persons. Another feature of the concept of sacred was the division of society into the sacred and profane spheres. It was popular with the French scientific environment, but British social anthropologists failed to accept it. The French theory of sacred was supplemented by the idea of M. Mauss about “mana” as an impersonal magical power without the need to appeal to divine, transcendent powers. The interpretation of this category by French sociologists was similar to the concept of electricity in the theory of animal magnetism. At the same time, E. Durkheim and his followers did not present the substantial distinction between the holy (ritually pure sacredness) and defiled (ritually impure sacredness) elements. Despite the fact that the theory of sacred in the French sociological school was strongly criticized by British social anthropologists, this doctrine had a considerable impact on the schools of thought in the second half of the 20th century. Nowadays, the Russian scientific community pays much attention to this concept, as evidenced by the increased number of relevant publications. However, there is little research on the relationship between the concept of sacred and the socialist ideology of French socialists.

Authors
Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом ХОРС
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
65-70
Status
Published
Year
2019
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
сакральное; профанное; культ; общество; религия; магия; теизм; электричество; ритуальная чистота; ритуальная скверна; научная школа; sacred; profane; cult; society; religion; magic; theism; electricity; ritual purity; ritual impurity; school of thought
Date of creation
20.02.2020
Date of change
20.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/61210/
Share

Other records