В статье рассматриваются преимущества и недостатки онлайн-программ, в частности в обучении иностранным языкам. Изменения, происходящие в обществе, требуют модернизации всей системы образования, использования новых технологий, включая онлайн-технологии, позволяющие сделать образование более доступным, актуальным, отвечающим интересам и потребностям современного общества. Онлайн-методики часто являются более практичными и адаптированными, позволяя современным студентам самим выбирать те аспекты изучения, которые будут необходимы для их дальнейшей деятельности. Но, говоря о все более возрастающей роли подобного обучения, нельзя исключать или сводить к минимуму обычные занятия с преподавателем. Существует целый ряд важных нейрофизиологических особенностей, например, для изучения иностранных языков, которые пока мало учитываются в онлайн-обучении. При работе с преподавателем возрастает эмоциональная составляющая процесса обучения, что приводит к росту мотивации, увеличивает скорость запоминания нового материала. В работе непосредственно с преподавателем учитывается репрезентативная система обучаемых (аудиалы, визуалы, кинестетики). При работе же с использованием онлайн-методик акцент делается на студентов-визуалов, и это означает, что предлагаемые упражнения могут не подходить тем студентам, которые пользуются другой репрезентативной системой. Для определения процентного содержания различных репрезентативных систем у студентов факультета физико-математических и естественных наук РУДН был проведен опрос с использованием теста С. Ефремцева. Авторы также провели сравнительный анализ результатов выполнения грамматических заданий в онлайн-пособиях и фактических результатов (умение использовать грамматические конструкции в речи), выявив существенные различия. В своей статье авторы подчеркивают необходимость более гибкого подхода к выбору методик преподавания (онлайн, традиционные методики, работа с преподавателем), необходимость учета нейролингвистических особенностей студента или группы студентов при выборе данных методик.
The article discusses the advantages and disadvantages of on-line programs, used in particular in teaching foreign languages. Changes that are happening in society require the modernization of the entire education system, the use of new technologies, including on-line technologies, to make education more accessible, relevant, meeting the interests and needs of modern society. On-line techniques are often considered more practical, adapted, and they allow modern students to choose the aspects to study that will be necessary for their future activities. However, speaking about the increasing role of such training, it is impossible to exclude or minimize the role of usual classes with a teacher. There are a number of neurophysiological features important, for example, for the study of foreign languages. These features are not yet taken into account in the on-line training. When working with a teacher, the emotional component of the learning process is increasing, which leads to increased motivation, thus increasing the speed of new material memorizing. Working directly with a teacher a representative system of the students (auditory, visual, and kinesthetic) is taken into account. On-line techniques make their emphasis on visual students, what means that the proposed exercises may not be suitable for those students who use a different representative system. To determine the percentage of various representative systems among students of the Faculty of Physical, Mathematical and Natural Sciences of PFUR University, a survey was conducted using the S. Efremtsev test. The authors also conducted a comparative analysis of the results of grammar tasks in on-line manuals and actual results (the ability to use grammar constructions in speech), revealing significant differences. In the article, the authors emphasize the need for a more flexible approach to the choice of teaching methods (on-line, off-line), the neccesaty to take into account the neurolinguistic characteristics of a student or a group of students when choosing a teaching method.