Методические и содержательные особенности социологического изучения феномена счастья опросными методами

В статье обозначены расхождения российских и зарубежных оценок уровня счастья в России, полученных на основе разных методических подходов, и предложена собственная опросная методика, подтверждающая, что нельзя искать причины рассогласования результатов разных вариантов «измерения» счастья лишь в особенностях используемых методических решений (объективные показатели качества жизни, субъективная удовлетворенность жизнью, восприятие социального окружения, сочетание всех перечисленных параметров и т.д.). Результаты апробации разработанной анкеты на выборке студентов РУДН показали, что на распределение ответов на самооценочные вопросы в терминах счастья влияют стандарты социальной желательности и социально одобряемого поведения и жизненного настроя, а на трактовки счастья - противоречивые обыденные и медийные репрезентации счастья, в которых сочетаются взаимоисключающие его интерпретации как стереотипно-абстрактной «вещи», навязываемой и оцениваемой обществом, и как личностно-конкретного состояния, зависящего только от самого человека

Methodological and Conceptual Issues of the Sociological Study of the Phenomenon of Happiness By Survey Techniques

The article identifies differences in the Russian and international estimates of the level of happiness in Russia based on different methodological approaches, and proposes a survey questionnaire proving that one should not look for reasons for the mismatch of the data of different ‘measurements’ of happiness only in the methods applied (objective indicators of the quality of life, subjective life satisfaction, estimates of one’s social circle, a combination of them, etc.). The results of the survey on the sample of the RUDN university students show that self-estimates in terms of happiness are influenced by the standards of social desirability and norms of socially approved behavior and mood, while interpretations of happiness are determined by the controversial everyday and media representations that combine its conflicting interpretations as a stereotypical abstract ‘thing’ imposed and assessed by society and as a specific personal condition dependent only on the person himself

Authors
Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
147-156
Status
Published
Volume
18
Year
2019
Organizations
  • 1 RUDN University
Keywords
счастье; уровень счастья; удовлетворенность жизнью; социальные представления; самооценка в терминах счастья; опрос; happiness; level of happiness; life satisfaction; social representations; self-estimates in terms of happiness; survey
Date of creation
20.02.2020
Date of change
20.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/60012/
Share

Other records

Odintsov S.V.
Современное право. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Новый индекс. 2019. P. 74-77