Место и роль экологической проблематики в русской религиозной философии исследована недостаточно. Однако именно философы «Серебряного века» впервые заговорили о духовной связи человека и природного мира в аспекте божества, об ответственности божественной природы человека за сохранение и преображение космической мировой природы. Среда обитания понимается здесь как область хозяйствования человека, а, следовательно, как зона особой ответственности. Определение человека как спасителя мира предусматривает выстраивание ясной системы ценностей духовного порядка, что особенно важно в постиндустриальную эпоху современности. Экологическое мышление русских религиозных философов, опираясь на концепции всеединства и цельного знания, способно дать ответы на вопросы, поставленные кризисом техногенного общества.
The place and the role of environmental issues in Russian religious philosophy has been studied insufficiently. However, it was the “Silver Age” philosophers who first spoke about the spiritual connection between human being and natural world in divine aspect, about responsibility of human divine nature for the preservation and transformation of cosmic nature. The habitat is understood here as an area of human management, and, therefore, as a zone of special responsibility. Defining a human being as the savior of the world provides for building a clear value system of spiritual order, which is especially important in contemporary post-industrial era. The ecological thinking of Russian religious philosophers, based on all-unity concepts and integral knowledge, is able to provide answers to the questions posed by the crisis of technogenic society.