КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов. Ранее проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме патриотизма показал, что данный феномен интерпретируется неоднозначно. В большинстве работ патриотизм характеризуется как эмоциональное чувство, любовь к родине. Что же касается патриотичности, то данный термин часто используется как синоним патриотизма. Нам представляется, что трактовка этих понятий должна включать разное содержание: патриотизм - явление, процесс, а патриотичность - качество личности (комплексное психологическое образование, детерминированное социально-психологическими характеристиками, обеспечивающими интенсивность стрем­лений и готовность личности к реализации определенным способом патриотических отношений к окружающему миру и самому себе). Отталкиваясь от данного определения, мы считаем вслед за С.И. Кудиновым и А.В. Потемкиным, что наиболее адекватно данное качество может быть исследовано в рамках диспозиционной концепции А.И. Крупнова, а его типология - на основе предложенной И.А. Новиковой модели. Исходя из вышесказанного, результаты, полученные по методике «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина, были подвергнуты кластерному анализу. В результате проведения кластерного анализа было выделено три кластера с четкой дифференциацией признаков. Полученные данные доказывают дифференцированность проявления патриотичности личности в студенческом возрасте.

CLUSTER MODEL OF PATRIOTICITY IN STUDENTS

The article discusses the results of an empirical research carried out on a sample of students. Previously, the analysis of domestic and international research on patriotism showed that this phenomenon is interpreted ambiguously. In most of the works patriotism is characterized as an emotional feeling of love for the motherland. As for patrioticity, the term is identical to patriotism. We believe that the interpretation of these concepts should include different content. Patriotism may be considered as a phenomenon, process, and patrioticity as the quality of the individual, as a complex psychological formation, determined by socio-psychological characteristics, providing the intensity of aspirations and readiness of an individual for the implementation of a certain way of patriotic attitude towards the world and self. Based on this definition, following S.I. Kudinov and A.V. Potemkin we believe that most adequately this quality can be examined in the framework of the dispositional concept by A.I. Krupnov and the typology is allocated on the basis of the model proposed by I.A. Novikova. Based on the above, the results obtained with the help of the “Patriogramma” method by S.I. Kudinov, A.V. Potemkin were subjected to cluster analysis. As a result of the cluster analysis there were allocated three clusters with clear signs of differentiation. The findings demonstrate the differentiation of personality patrioticity manifestations at the students’ age.

Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
27-34
Status
Published
Year
2015
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
личность; студенты; патриотичность; «Патриограмма»; кластер; системно-функциональный подход; personality; students; patriotism; “Patriogramma”; cluster; the system-functional approach
Date of creation
11.02.2020
Date of change
11.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/56731/
Share

Other records

Balykhina T.M., Veter O.V.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. P. 20-25
Murzakanova A.Z.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. P. 57-64