В современном российском обществе женщинам приходится совмещать профессиональную деятельность и семейные обязанности. Успешная профессиональная деятельность требует от женщины проявления таких качеств как активность, целеустремлённость, инициативность. В семейной жизни женщине необходимо принимать решения по вопросам, связанным с детьми, семейным бытом. Справляться с данными задачами женщине сложно без наличия таких качеств, как самоорганизация, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность. И в этой связи исследование эмоционального интеллекта у женщин приобретает особую актуальность, подчеркивающую значимость развития у них способностей распознавания эмоций и их контроля, владения собой в трудных жизненных ситуациях, принятия решений. Исследование проводилось на основе сравнения двух выборок женщин: 25-30лет и 40-45лет.В ходе исследования было выявлено, что общий уровень эмоционального интеллекта у женщин 40-45 лет выше, чем у женщин 25-30 лет. По отдельным составляющим эмоционального интеллекта были получены следующие данные: эмоциональная осведомленность, эмпатия, самомотивация, управление своими эмоциями у женщин 40-45 лет выше, чем у женщин 25-30 лет. Полученная возрастная динамика эмоционального интеллекта у женщин связана с ростом развития ЭИ от ранней к средней взрослости в связи с накоплением жизненного опыта в понимании и управлении своими и чужими эмоциями.
In the modern Russian society women have to combine professional activity and family obligations. Successful professional activity requires a woman to display such qualities as energy, ambition, initiative. As part of a family it is necessary for a woman to make decisions concerning children and domestic life. It is hard for a woman to accomplish these tasks without such qualities as self-management, stress resistance, emotional balance. In view of this, research of female emotional intelligence obtains particular timeliness that highlights the importance of the development of emotion recognition and control, self¬possession in difficult life situations, decision¬making. The research was conducted on the basis of comparison of two samples of women: aged 25-30 and 40-45. During the research it was revealed that the general level of emotional intelligence in women aged 40-45 is higher than in women aged 25-30. The following data were obtained regarding the specific components of emotional intelligence: emotional self¬awareness, empathy, internal motivation, self¬regulation of one’s own emotions is higher in women aged 40-45 than in women aged 25-30. The obtained age¬related dynamics of emotional intelligence in women is associated with the development of emotional intelligence from early to middle adulthood in relation to the accumulation of life experience in perception and regulation of their own and someone else’s emotions.