Влияние глобальных цепочек добавленной стоимости на модернизацию пищевой промышленности России

Экономическое развитие в значительной степени зависит от их участия в глобальных цепочках добавленной стоимости. В статье исследовано участие российских производителей пищевой промышленности в глобальных цепочках добавленной стоимости. На основе методического подхода торговли по добавленной стоимости (TiVA) проведен анализ позиции России в ГЦДС за период с 1995 по 2011 гг. и предварительный период с 2012 по 2014 гг. В ходе исследования выявлена низкая доля участия российских производителей во внутреннем конечном спросе на продукцию пищевой промышленности и крайне низкая доля добавленной стоимости российского машиностроения для пищевой промышленности. Отмечено, что на российском рынке продуктов питания присутствуют крупные транснациональные компании развитых стран Европы и США, владеющими подавляющим большинством российских брендов продуктов питания. Несмотря на высокую вовлеченность российских производителей в выстраиваемые ТНК вертикальные кооперационные цепочки, российскиекомпании, в большинстве случаев, располагаются в восходящих их звеньях, что не обеспечивает им долгосрочных выгод от участия. Специфика участия российских компаний пищевой промышленности заключается в том, что они, в большинстве случаев, располагаются в восходящих звеньях. Это означает, что зарубежные страны используют экспортируемые из России товары в качестве сырья или компонентов в своем производстве. На этом основании сделан вывод о необходимости перехода к более прибыльнымзвеньям в ГЦДС (функциональная модернизация) или переход к более прибыльным цепочкам (модернизация цепочки), что изменит положение российского агропромышленного комплексана международном рынке.

EFFECT OF GLOBAL VALUE"ADDED CHAINON MODERNIZATION OF RUSSIAN FOOD INDUSTRY

Economic development depends largely on participation in global value added chain. The article explores participation of Russian food industry producers in global value added chains. Russia’s position in global value added chain for the period from 1995 to 2011 and from 2012 to 2014 was analyzed according to trade methodical approach on value added (TiVA). The study revealed a low participation rate of Russian producers in domestic final demand for food products and an extremely low share of value added of Russian machinery for food industry. It was noted that large transnational companies of Europe developed countries and the USA, owning the overwhelming majority of Russian food brands, are present on the Russian food market.Despite the high involvement of Russian manufacturers in vertical cooperation chains built by transnational companies, Russian companies are mostly located in their ascending links, which does not provide them with long term benefits from participation. The participation specificity of Russian food industry companies is that they are mostly located in ascending links. This means that foreign countries use goods exported from Russia as raw materials or components for their production. Therefore, we concluded that therewas a need to transfer to more profitable links in the global value added chain (functional modernization) or a transition to more profitable chains (chain modernization), which would change positionof the Russian agro industrial complex in the international market.

Authors
Publisher
Общество с ограниченной ответственностью ТУМА ГРУПП
Number of issue
5
Language
Russian
Pages
51-56
Status
Published
Year
2018
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
пищевая промышленность; апк; глобальные цепочки добавленной стоимости; тнк; интеграция и кооперация; food industry; agriculture; global value chain; transnational companies; integration and cooperation
Date of creation
07.11.2019
Date of change
07.11.2019
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/51004/
Share

Other records

Volkova L.A., Vetokh A.N., Volkova N.A., Alabdallah Z., Nikishov A.A.
Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. Общество с ограниченной ответственностью ТУМА ГРУПП. 2018. P. 34-37