РЕЧЕВЫЕ МАРКЕРЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Целью данной статьи является выявление основных дискурсивных характеристик, маркирующих языковую идентичность британцев в экономическом дискурсе. Авторы анализируют понятие языковой идентичности, определяют роль идентификации представителей деловых кругов с этническими, профессиональными, политическими группами, выявляют речевые маркеры языковой идентификации. Теоретической базой исследования стали работы по критическому дискурс-анализу и функциональной прагматике. Данный подход обусловлен тем, что, как правило, понятие идентичности является объектом исследования таких гуманитарных наук, как социология, история, психология, этнография, и в языкознании до конца не разработаны методы исследования данного феномена. Авторы освещают исследования, выявляющие лексические, семантические, дискурсивные и другие показатели идентичности. Для анализа речевых характеристик идентичности применялись методы функционально-прагматического анализа, сплошной выборки, а также контекстного анализа. Материалом исследования послужили отрывки из речи британских экономистов и представителей делового сообщества: выступления премьер-министра Терезы Мэй на тему экономического развития Великобритании, министра по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Грега Кларка, речи члена лейбористской партии, теневого канцлера Казначейства Джона Макдоннелла и др. Авторы приходят к выводу о том, что британской деловой коммуникации в сфере экономики свойственна идентификация нации как другой, но не враждебной иным нациям. В основе британской идентичности лежат уважение к личному пространству, стремление к успеху, стремление к независимости в принятии решений. В результате функционально-прагматического анализа были выявлены речевые стратегии создания имиджа, солидаризации, создания образа чужих. Авторами выделены речевые тактики и речевые средства, применяемые для реализации данных стратегий. Данные наблюдения свидетельствуют о важности национально-культурного компонента деловой коммуникации. Современное состояние международных экономических отношений требует поиска средств налаживания межкультурного взаимопонимания. Понимание и владение стратегиями, маркирующими британскую идентичность, позволят представителям бизнеса, коммерции и других профессиональных сфер справиться с этой задачей.

SPEECH MARKERS OF IDENTITY IN ECONOMIC DISCOURSE

The purpose of this article is to identify the main discursive characteristics that mark British linguistic identity in economic discourse. The authors analyze the concept of linguistic identity, determine the role of identification of business representatives with ethnic, professional, political groups, identify speech markers of language identification. The theoretical basis for the study constituted the works on critical discourse analysis and functional pragmatics. This approach is predetermined by the fact that, as a rule, the concept of identity is the object of research in such humanitarian sciences as sociology, history, psychology, ethnography, and in linguistics, methods for studying this phenomenon have not been fully developed. The authors cover studies that reveal lexical, semantic, discursive and other indicators of identity. To analyze speech characteristics of identity, methods of functional-pragmatic analysis, continuous sampling, and contextual analysis were used. The material of the study included excerpts from the speeches of British economists and representatives of the business community: statements by Prime Minister Theresa May on economic development of the UK, the Secretary of State for Business, Energy and Industrial Strategy Greg Clark, the speech of Labor Party member, the shadow Chancellor of the Treasury John McDonnell and others. The authors come to the conclusion that British business communication in the sphere of economy is characterized by identification of the nation as different, but not hostile to other nations. At the heart of British identity is respect for personal space, the pursuit of success, the desire for independence in decision-making. As a result of the functional-pragmatic analysis, speech strategies for creating image, solidarization, creating the image of strangers were revealed. The authors singled out speech tactics and speech tools used to implement these strategies. These observations indicate the importance of the national cultural component of business communication. The current state of international economic relations requires the search for means of establishing intercultural understanding. Comprehending and mastering strategies that mark British identity will enable representatives of business, commerce and other professional spheres to cope with this task.

Authors
Radyuk A.V. 1 , Khramchenko D.S.2
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
53-65
Status
Published
Year
2018
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
  • 2 Moscow State Institute of International Relations
Keywords
национальное самосознание; языковая идентичность; экономический дискурс; профессиональная коммуникация; речевые стратегии; речевые тактики; функциональная прагматика; Критический дискурс анализ; national self-consciousness; linguistic identity; economic discourse; professional communication; speech strategies; speech tactics; Functional Pragmatics; critical discourse analysis
Date of creation
07.11.2019
Date of change
07.11.2019
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/50824/
Share

Other records