Социологический анализ практик медиапотребления: виды и методы исследований

В современном обществе медиа формируют существенную часть социальной жизни и занимают в повседневности каждого из нас огромное количество времени, хотя и параллельно с прочими рутинными занятиями. Столь важная роль медиа в индивидуальных и социальных практиках не могла не привлечь внимание представителей самых разных дисциплинарных направлений, в том числе социологов, разрабатывающих все новые подходы и методические решения для изучения проблем и перспектив использования медиа разными социально-демографическими группами. Автор полагает, что в предметном поле коммуникативистики именно аудиторные исследования способны решить наиболее важные для медиасоциологии задачи, потому что предполагают сочетание разных аналитических подходов, видов исследований и методических решений - и количественную оценку практик медиапотребления аудитории, и «качественное» описание устойчивых паттернов медиапотребления. Несомненно, по мере развития медиаиндустрии менялись потребности заказчиков и задачи исследований, соответственным образом трансформировались и развивались используемые социологами подходы и методы, что привело к насыщенности поля медиасоциологии огромным количеством методологических подходов и методических решений в рамках аудиторных исследований. В статье показаны достоинства и ограничения основных из них применительно к аудиторным исследованиям следующих медиа - телевидения, радио, прессы и Интернета; приведены примеры использования рассматриваемых методов и подходов в российской исследовательской практике; обозначены направления дальнейшего развития медиаисследований, исходя из трактовки медиапотребления как совокупности социальных практик.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE MEDIA CONSUMPTION PRACTICES: TYPES AND METHODS OF THE EMPIRICAL STUDY

In the contemporary society, the media form an essential part of social life and play an important part in the everyday life taking up a huge amount of time, although being a part of many other routine practices. Such a fundamental role of media in the nowadays individual and social practices could not but attract the attention of a wide variety of disciplinary fields including social scientists, who aim to develop new conceptual models and methodological approaches for the study of media consumption and to identify the prospects for the future use of media by different socio-demographic groups. The author believes that in the field of communication studies the methods for analyzing audience preferences and behavior would solve the most important problems of sociology of mass media, because they are based on the combination of different analytical approaches, types of research and methodological solutions both quantitative assessment of media consumption practices and "qualitative" description of sustainable media consumption patterns. Undoubtedly, with the development of the media industry the customers' needs and research objectives are changing and accordingly transforming sociological approaches and methods, which led to the saturation of sociology of mass media with the huge number of various methodological approaches and technical solutions for the audience media consumption practices. The article identifies key advantages and limitations of basic methodological approaches and technical solutions of the media consumption studies with reference to television, radio, press and the Internet; provides examples of the use of these methods and approaches in Russia; considers trends of the further development of media studies based on the interpretation of media consumption as a complex set of social practices.

Authors
Ilmukhin V.N.1
Publisher
Российский университет дружбы народов
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
270-284
Status
Published
Volume
16
Year
2016
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
media; media consumption; media routine; media consumption practices; types and methods of media studies; audience preferences and behavior research; qualitative and quantitative approach; медиа; медиапотребление; медиаповседневность; практики медиапотребления; виды и методы медиаисследований; аудиторные исследования; количественный и качественный подход
Date of creation
19.07.2019
Date of change
17.03.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/39512/
Share

Other records