"Ойраты-огеледы... пересекли реку Манкан": этно-религиозная ситуация у ойратов в середине XV - начале XVI вв.

В статье изучается проблема, которая пока обходилась стороной исторической наукой - судьба ойратов-элетов, о внезапном уходе которых «на запад» сообщают ойратские и калмыцкие источники. По мнению автора, исход элетов действительно имел место в истории ойратов, причины же лежат в этнической и религиозной специфике истории этого народа. Клан чоросов, возглавлявший элетов, был тюркского происхождения, что обусловило его родственную связь с мусульманскими правителями Могулистана и некоторую роль ислама среди его отдельных представителей. Уже при потомках известного ойратского правителя Эсена тайши, активно поддерживавшего буддизм в своем государстве, возникли религиозные разногласия между Амасанджи (младший сын Эсена, приверженец буддизма) и его сыновьями - Ибрахимом и Ильясом (внуки Эсена, мусульмане). Автор высказывает гипотезу, что, возглавляя элетов, братья увели значительную часть этого ойратского этноса в Могулистан, где они практически все были истреблены Алачи-ханом (Ахмад-ханом). Эти события привели к значительным трансформативным процессам как в среде ойратов, так и в судьбе самих чоросов - ойратами была создана новая конфедерация, в которой буддизм воспринимался не только как религия, но и как идеология общества, а оставшиеся среди ойратов иные потомки Эсена сформировали новые этносы дербетов и джунгаров. Само же имя «чорос» практически полностью исчезло из хроник.

“The Oirats-Ogeleds... crossed the Mankan River”: the ethnoreligious situation at the Oirats in the middle of XV - the beginning of XVI centuries

The article examines the problem, which so far had not been studied by the historical science - the fate of the Elet Oirats, who, according the Oirat and Kalmyk sources, suddenly had departured “to the west”. The author suggests, that the Elets' exodus did take place in the past, the reasons probably lied in the ethnic and religious history of this people. The Choros clan, which headed the Elets, was of Turkic origin, and had had the close relationship with the Muslim rulers of Moghulistan, and there was a certain role of Islam among some clan's members. At the time of the descendants of the famous Oirat ruler Esen Taisha (who actively supported Buddhism), there had happened the religious disputes between Amasanjee (the youngest son of Esen, an adherent of Buddhism) and his sons - Ibrahim and Ilyas (Esen's grandsons, Muslims). The author hypothesizes that, being the leaders of the Elets, the brothers took a significant part of this Oirat people to Moghulistan, where they, most likely, almost all were exterminated by Alachi-khan (Ahmad-khan). Those events led to the significant transformative processes both among the Oirats themselves and in the fate of the Choros - a new confederation was created by the Oirats, where Buddhism was perceived not only as a religion but also as an ideology of society, and the remaining descendants of Esen, who left among the Oirats, had formed the new peoples: Derbets and Jungars. The very name “Choros” almost completely disappeared from the chronicles.

Authors
Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
370-382
Status
Published
Volume
9
Year
2017
Organizations
  • 1 Peoples' friendship university of russia
Keywords
элет; elet; огелед; чорос; choros; ойрат; oirat; тибетский буддизм; tibetan buddhism; ислам; islam; ogeled
Date of creation
30.04.2019
Date of change
30.04.2019
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/37137/
Share

Other records

Efremova L.I., Fedorov R.G.
Rudn Journal of World History. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 9. 2017. P. 363-369
Akarashov I.S.
Rudn Journal of World History. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 9. 2017. P. 222-233