Конструирование гендерной идентичности в виртуальной политической коммуникации: дискурсивные стратегии и практики саморепрезентации в социальных сетях

Статья посвящена специфике конструирования гендера в политической виртуальной коммуникации. Автор использует дискурсивный подход в сочетании с методом контент-анализа для проведения исследования гендерных коммуникативных стратегий и практик саморепрезентации в социальных сетях. Материалом исследования служат публикации в социальной сети «Фейсбук» в рамках интернет-флешмоба «мои 90-е». В статье аргументируется принадлежность данных материалов к политической коммуникации. В ходе анализа с использованием когнитивной модели обработки дискурса выявляется трехуровневая структура дискурса флешмоба, отображающая различные уровни вовлеченности публикаций в политический контекст. Сравнительный анализ мужского и женского участия в формировании структуры дискурса флешмоба позволяет выявить отчетливую гендерную асимметрию, которая проявляется как в самой структуре дискурса флешмоба, так и на всех уровнях данной структуры. В результате контент-анализа не было выявило заметных признаков нивелирования гендерных различий, ослабления традиционных моделей гендерно-ролевого позиционирования и манифестации андрогинной модели. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что женщины применяют большую гибкость в стратегиях саморепрезентации. Автор приходит к заключению о меньшей политизированности женского участия в дискурсе флешмоба, прослеживая данное свойство на всех уровнях структуры дискурса. В статье подчеркивается теоретическая значимость разработки методики исследования сетевого флешмоба для изучения политического сегмента сетевой коммуникации.

Gender identity construction in virtual political communication: Discourse strategies and self-representation practices in social networks

The article considers the specifics of gender construction in political virtual communication. The author employs the discursive approach combined with the content analysis to study gender communicative strategies and self-representation practices in social networks. Facebook postings within a viral flash-mob “The Island of the‘90’s” provided the data for the study, and the article explains the rationale for their attribution to political communication. The analysis based on the cognitive model of discourse revealed the three-level structure of flash-mob discourse that reflects different levels of publications involvement into the political context. The comparative analysis of male and female participation in the development of flash-mob discourse helped to identify a pronounced gender asymmetry in both flash-mob discourse structure and its structural levels. The content analysis showed no signs of gender differences disappearance, traditional gender-role patterns weakening or androgyne model manifestation. The results lead to the conclusion that women seem to be more flexible in their representation strategies, and women’s participation in the discourse has less degree of political involvement at all structural levels. The author highlights the theoretical importance of the Internet flash-mob investigation methodology development for the study of virtual political communication.

Publisher
Российский университет дружбы народов
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
403-417
Status
Published
Volume
16
Year
2016
Organizations
  • 1 Peoples Friendship University of Russia
Keywords
политическая коммуникация; политический дискурс; интернет-флешмоб; коммуникативные стратегии; гендерная идентичность; конструирование гендера; социальные сети; саморепрезентация; political communication; political discourse; Internet flash-mob; communicative strategies; gender identity; gender construction; social networks; self-representation
Date of creation
30.10.2018
Date of change
17.03.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/27100/
Share

Other records

Обыденова К.В., Хлебникова А.Н., Седова Т.Г.
Вестник последипломного медицинского образования. Региональная общественная организация содействия развитию последипломного медицинского образования, медицинской науки и практики. 2016. P. 37-40