Когнитивный стиль личности как фактор эффективного распознавания лицевой экспрессии

Лицевая экспрессия является одним из самых информативных источников невербальной информации. Ранние исследования, посвященные способности распознавать эмоции по лицу, указывали на универсальность процесса проявления и распознавания базовых эмоций. Более современные исследования показали сочетание универсальных механизмов и культурно-специфических закономерностей. Процесс распознавания эмоций основан на восприятии лица, что делает необходимым изучение эффекта внутригруппового преимущества. В соответствии с эффектом внутригруппового преимущества распознавание эмоций протекает лучше между представителями одной культуры, чем между представителями разных культур. С другой стороны, распознавание эмоций обусловлено такими когнитивными особенностями, как когнитивный стиль. В данной статье описываются подходы к исследованию выражения и распознавания эмоций, а также культурно-специфических особенностей выражения базовых эмоций. Представлены результаты исследования факторов, связанных с распознаванием базовых эмоций представителями разных культур. Было обнаружено, что обладатели поленезависимого когнитивного стиля распознают эмоции на лицах представителей разных культур лучше, чем обладатели полезависимого когнитивного стиля, по- тому что они способны выделять маркеры лицевой экспрессии. Не было найдено связей между успешным распознаванием эмоций и полом испытуемого, между успешным распознаванием эмоций и расой испытуемого.

COGNITIVE STYLE OF A PERSON AS A FACTOR OF EFFECTIVE EMOTION RECOGNITION

Facial expression is one of the most informative sources of non-verbal information. Early studies on the ability to recognize emotions over the face, pointed to the universality of emotion expression and recognition. More recent studies have shown a combination of universal mechanisms and cultural-specific patterns. The process of emotion recognition is based on face perception that’s why the in-group effect should be taken under consideration. The in-group advantage hypothesis posits that observers are more accurate at recognizing facial expressions displayed by the same culture compared to other culture members. On the other hand, the process of emotion recognition is determined by such cognitive features as a cognitive style. This article describes the approaches to emotion expression and recognition, culture-specific features to basic emotion expression. It also describes factors related to recognition of basic emotions by people from different cultures. It was discovered that field-independent people are more accurate in emotion recognition than field- dependent people because they are able to distinguish markers of emotions. There was found no correlation between successful emotion recognition and the observers’ gender, no correlation between successful emotion recognition and the observers’ race.

Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
51-60
Status
Published
Year
2015
Organizations
  • 1 Peoples Friendship University of Russia
  • 2 Moscow State Pedagogical University
Keywords
распознавание эмоций по лицевой экспрессии; представители разных рас; когнитивные стили; emotion recognition based on facial expression; representatives of other races; cognitive styles
Date of creation
30.10.2018
Date of change
11.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/22529/
Share

Other records

Novikova I.A., Novikov A.L., Rybakov M.A.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. P. 61-66
Кудинов С.И., Владимирова Ю.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. P. 30-38