Внеаудиторные занятия студентов по учебным предметам (организационно-педагогический аспект)

В статье представлены педагогические основания организации внеаудиторных занятий студентов по учебным дисциплинам. Отражены положения, характеризующие значимость целенаправленного развития данных занятий для успешной социализации, профессионализации и самореализации личности в системе университетского образования. Актуализация внеаудиторной работы обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в российском государстве и обществе и, соответственно, в системе высшего образования. На основе анализа научной литературы и состояния практики подготовки специалиста в высшей школе выделены основные факторы актуализации данной работы студенческой молодежи (социальный; социально-педагогический; социально-психологический; педагогический; психологический) и раскрыта сущность каждого из них. Дана краткая характеристика принципов, целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации учебно-воспитательной работы на внеаудиторных занятиях студентов по учебным предметам, подчеркнута значимость оптимального отбора содержания материала, выбора методов, средств и форм внеаудиторной работы, интеграции внеаудиторной и аудиторной работы студентов, индивидуализации и дифференциации их обучения и воспитания во внеаудиторной деятельности. Показана роль преподавателя в развитии личности студента во внеаудиторной деятельности.

EXTRACURRICULAR CLASSES FOR STUDENTS IN ACADEMIC SUBJECTS (ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL ASPECTS)

The article presents the pedagogical foundations of organizing the extracurricular activities of the students in various academic disciplines. The content of the article reflects the situation characterizing the importance of the purposeful development of these activities for the successful socialization, professionalization and self-realization in the system of university education. The actualization of extracurricular work is determined by the socio-economic changes taking place in the Russian state and society, and thus in higher education. Drawing on the analysis of the scientific literature and the state of practice of the specialist training in high school we have identified the main factors of actualization of these activities of students (social, socio-educational, socio-psychological, pedagogical, psychological) and revealed the essence of each of those. This publication submits a brief description of the principles, goals, objectives, contents, methods, means and forms of organization of educational work on extracurricular classes of students on academic subjects, it also stresses the importance of optimal selection of the content of the material, the choice of methods, means and forms of extracurricular work, integrating extracurricular and classroom work of students, individualization and differentiation of their education and training in extracurricular activities. The article shows the role of the teacher in the development of the student’s individuality in extracurricular activities.

Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
85-92
Status
Published
Year
2015
Organizations
  • 1 Peoples Friendship University of Russia
  • 2 Charles University in Prague
Keywords
университетская подготовка; студенты; внеаудиторная работа по учебным предметам; внеаудиторные занятия; university education; students; extracurricular work on academic subjects; extracurricular classes
Share

Other records

Каменева Г.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. P. 67-70