Несмотря на претензии современного общества на прогрессивную научную рациональность, сложно не заметить в окружающей нас действительности все больше проявлений «магического» во вполне стандартизированных проявлениях «общества потребления». Отсутствие сложившейся социологической традиции концептуального осмысления магического и систематизированного эмпирического материала для его изучения в нынешних форматах заставляет начать исследовательские поиски с реконструкции общей логики возрождения магического/эзотерического как социокультурного феномена в современной истории. Здесь авторы выделяют четыре условных периода «магического ренессанса», позволившего эзотерическому движению обрести черты контркультурного движения, критикующего современный социальный порядок и предоставляющего несогласным с ним пространство для экспериментального конструирования идентичности и нонконформного самовыражения (нестереотипное тайное сообщество, закрытое для непосвященных и сокрытое от общественности, а разнообразные по структуре открытые системы с внутренне дифференцированными системами холистических представлений о мироустройстве, которые сочетают интуитивные и духовные знания с элементами религиозной и научной картин мира). В российской истории прослеживаются относительно синхронные с западным обществом всплески популярности эзотерических практик (за исключением второго этапа магического ренессанса), поэтому можно выделить общие черты эзотерических движений: высокий уровень коммерциализации, относительная институционализация, преобладание среди членов и последователей людей с высшим образованием, контркультурная ориентация, визуальная эстетизация, частный характер практик и др. Соответственно, форма, наполнение и символическая нагрузка магических ритуалов нынешних эзотерических движений могут быть рассмотрены в структурно-функциональном контексте - определив проблемы и области социальной напряженности, коллективные запросы и потребности, что отражены в ритуализированных действиях (эзотерических практиках), которые лишь выглядят как проявления архаичного магического мышления.
Despite the claims of the contemporary society to progressive scientific rationality, it is difficult not to notice in our everyday life increasingly more manifestations of the “magic” in quite standardized forms, typical for the “consumer society”. The absence of an established sociological tradition for conceptualizing the magic and of the systematized empirical data for the study of its current forms explains the need for the reconstruction of the general logic of the revival of the magical/esoteric as a sociocultural phenomenon. The authors identify four conditional periods of the “magical renaissance”, which allowed the esoteric movement to acquire its features of a countercultural movement, criticizing the social order and providing space for experimental construction of identity and non-conformist self-expression (this is not a stereotypical secret community, closed to the uninitiated and hidden from the public, but rather open, internally differentiated systems of diverse structures and holistic ideas about the world order, which combine intuitive and spiritual beliefs with religious and scientific elements). In the Russian history, there are relatively synchronous waves of popularity of esoteric practices (with the exception of the second stage of the magical renaissance), so the authors identify common features of esoteric movements: a high level of commercialization, relative institutionalization, the predominance of people with higher education among members and followers, countercultural orientation, visual aestheticization, the private nature of practices, etc. Thus, the form, content and symbolic load of magical rituals of current esoteric movements can be considered in a structural-functional context - through collective problems, requests and needs reflected in ritualized actions (esoteric practices) which only look like manifestations of the archaic magical thinking.