"Кино-слово" как новый инструмент искусства

В статье анализируется концепция «кино-слова», которая активно разрабатывалась представителями русской формальной школы и поэтом-заумником А. Крученых. В критических статьях В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, Ю. Тынянова и др. были сформулированы новые подходы к анализу кинотекста с точки зрения «реализации образа» (Шкловский), «семантики кино-речи» (Эйхенбаум) и «абстрактного слова» (Тынянов). В научных рефлексиях теоретиков ОПОЯЗа репрезентируются новые инструменты анализа «кино-слова», в котором представлены разные уровни иллюзионистской модальности. Процесс его восприятия связан с образованием внутренней речи, которая фиксирует специальные техники угадывания и адресует зрителя к словесной метафоре. «Кино-слово» мыслится как объект специфический, бытующий в кинематографическом пространстве по особым временным законам. Соотношение «кино-слова» и заумного языка исследует поэт-футурист Алексей Крученых в поэтических сборниках «Фонетика театра» (1925) и «Говорящее кино» (1928). Он формулирует идею создания кино-образа и кино-фразы с помощью заумного языка, который может служить «эмоциональным аккомпанементом» в тех случаях, когда словесный и кинематографический параллелизм невозможен. «Киносветописатель», по мысли К. Малевича, оперируя словом и изображением, светом и динамическим движением, фиксирует «чисто абстрактный элемент» кинотекста.

The “cine-word” as a new instrument of art

The article examines the concept of the “cine-word” (kino-slovo) as it was originally explored by the Russian Formalists and a zaum’ poet A. Kruchenykh. In their critical pieces, V. Shklovsky, B. Eikhenbaum, Yu. Tynyanov, among others, formulated new techniques of analyzing cinematographic text. They proceeded from a number of critical concepts, such as the “actualization of an image” (Shklovsky), “semantics of the cine-speech” (Eikhenbaum) and the “abstract word” (Tynyanov). In their research, theoreticians of the OPOYaZ developed new tools for analyzing the “cine-word”, representing various levels of illusionist modality. Perception of the “cine-word” is linked to internal speech which records the work of guessing techniques and refers the viewer to a verbal metaphor. The “cine-word” is imagined as an object which follows specific laws of time while existing within the cinematographic space. In his collections of poems titled The Phonetics of Theater (1925) and The Speaking Cinema (1928), Futurist poet Alexei Kruchenykh studied how the “cine-word” is correlated to the language of the zaum’. Kruchenykh came up with an idea that the zaum’ can help create the cinematographic image and formulate the cine-phrase. When no verbal and cinematographic parallelism is possible, the zaum’ can serve as an “emotional accompaniment”. According to K. Malevich, “the cine-photo-writer” (kinosvetopisatel’), by using both word and image, both light and dynamic motion, brings out the “purely abstract element” in the cine-text.

Authors
Publisher
Частное учреждение культуры Музей классического и современного искусства "Бурганов-Центр"
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
71-83
Status
Published
Year
2018
Organizations
  • 1 People’s Friendship University of Russia
Keywords
формалисты; кинотекст; кино-речь; кино-слово; кинопоэтика; Крученых; Russian formalists; cinematographic text; cine-speech; cine-word; poetics of cinema; Kruchenykh; OPOYAZ; SILENT films; sound films; zaum' language; ОПОЯЗ; немое кино; звуковое кино; заумный язык
Date of creation
22.10.2018
Date of change
22.10.2018
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/14763/
Share

Other records

ШИЛЬЦОВА М.А., ПАКИНА Е.Н., СЕМИНА
Проблемы развития АПК региона. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова. 2018. P. 111-116