Шок, эпатаж и провокация в текстах массовых коммуникаций как стереотипы воздействия на целевые аудитории

Данная статья посвящена описанию использования шока, эпатажа и провокации как стереотипных методов воздействия на целевую аудиторию в текстах массовых коммуникаций: журналистике, PR и рекламе. Авторы рассматривают данную тему комплексно и междисциплинарно, анализируя как социальные и психологические аспекты данного феномена, так и его философскую, лингвистическую, а также этическую составляющие, обращаясь к искусству, литературе и другим сферам жизни и деятельности. В тексте даются ответы на вопросы: почему шок, эпатаж и провокация часто используются в рекламе, PR и даже журналистике; чем понятия «шок», «эпатаж» и «провокация» отличаются, а также, какие бывают их виды; какую психологическую реакцию запускает механизм шока и, как именно действует на потребителя провокация. Анализируя многочисленные примеры, авторы описывают стереотипные, схематические шаблоны, подразумевающие многократное воспроизведение однажды созданных моделей. Также авторы предлагают свой список стереотипных тем, в которых российские PR, реклама и журналистика активно эксплуатируют шок, эпатаж и провокацию в качестве методов оказания воздействия.

Shock, Epatage and Provocation as Stereotypic Methods of Influence in Texts of Mass Communications

This article is a description of the use of shock, epatage and provocation as stereotypical methods of influence in the texts of mass communications: journalism, PR and advertising. The authors consider this topic in a complex and interdisciplinary manner, analyzing both the social and psychological aspects of this phenomenon, as well as its philosophical, linguistic, and ethical components, referring to art, literature and other spheres of life and activity. The text of this article answers the following questions: why shock, epatage and provocation are often used in advertising, PR and even journalism; what are definitions of the terms "shock", "epatage" and "provocation"; what is a difference between these three similar concepts; what kind of psychological reaction triggers the shocking mechanism and how a consumer reacts on it. Analyzing numerous examples from mass communications, the authors describe some stereotypic, schematic templates by which they imply the repeated reproduction of once created models. In addition, the authors present their list of stereotypical topics in which Russian PR, advertising and journalism actively exploit shock, epatage and provocation as methods of influence.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экономическое образование"
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
80-94
Status
Published
Year
2018
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
epatage; shock; provocation; stereotypes; stereotyping; text; Mass Communications; impact; influence; manipulation; шок; эпатаж; провокация; стереотипы; стереотипизация; текст; массовые коммуникации; воздействие; влияние; манипуляция
Date of creation
20.10.2018
Date of change
20.10.2018
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/13472/
Share

Other records