В статье рассмотрены подходы и методы, наиболее часто используемые в социологических исследованиях этнических стереотипов и позволяющие выявить социальные ценности и установки опрашиваемых, а также субъективные оценки представителей этнических групп: шкала Р. Лайкерта, шкала социальной дистанции Э. Богардуса, метод приписывания качеств Д. Каца и К. Брейли, тест двадцати «я», метод неоконченных предложений и метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом во второй половине XX в. В рамках работы приведены примеры реализации проанализированных инструментов в современных этносоциологических исследованиях этнических стереотипов. В заключение предложено совместное применение для повышения эффективности изучения особенностей межэтнического восприятия таких проективных инструментов, как метод неоконченных предложений и метод семантического дифференциала.
The author analyzes the approaches and methods that are most commonly used in sociological studies of ethnic stereotypes and allow one to reveal social values and attitudes of the respondents as well as the subjective assessments of the representatives of ethnic groups. They include Likert scale, Bogardus social distance scale, method of assigning characteristics by D. Katz and K. Braly, twenty statements test, incomplete sentences technique, and semantic differential developed by Ch. Osgood in the second half of the 20th century. The paper provides the case studies for the analyzed methods and techniques applied in modern ethnosociological research on ethnic stereotypes. The author concludes that such projective methods as incomplete sentences technique and semantic differential should be combined in order to make the study of features of interethnic perception more effective.