"Прозрачность" как настройка новой оптики во французском символизме: С. Малларме и Э. Каррьер

В статье рассматривается символистская идея «прозрачности», которая нашла отражение в истории взаимоотношений реального образного мира и воображаемого, видимого слова и его оптической глубины. «Прозрачность» становится синонимом «бездонности» слова и его образной бесконечности, что порождает нестандартные символистские интерпретации. Трансцендентальное ос- нование символа полагает рассматривать символистский поэтический текст как множественную бесконечность, в которой создаются стереоскопически-объемные слова и словосочетания. Символизм был рожден временем формирования новых оптических медиа, которые навсегда изменили механизмы зрительного восприятия. Увидеть то, что невидимо, - задача оптического иллюзионизма и новой работы взгляда. Вскрыть семантические подтексты художественного образа и постичь его оптические характеристики - задача поэтов и художников - символистов, постигающих пластически вневременные смыслы. На примере поэзии С. Малларме и живописи Эжена Каррьера автор показывает, как формируется символистская риторика образа, связанная с абстрактным контекстом конкретного слова или изображенного явления, как конструируется смысловая перспектива, требующая «прозрачности» образа.

“Transparency” as a feature of new optics in FrenchSymbolism: Stéphane Mallarmé and Eugène Carrière

The article examines the Symbolist idea of “transparency” which is traced through the history of interrelations between the real world of images and the imaginary perceived world and its optical depth. The “transparency” of word reveals its “bottomlessness” and its infinite imagery, leading further to unconventional Symbolist interpretations. The symbol's transcendental foundations allow to see the poetic texts of Symbolism asa multiple infinity which gives rise to stereoscopic three-dimensional words and collocations. Symbolism was born at the time when the new optical media were on the rise - the media that forever changed the mechanisms of visual perception. Optical illusionism and the new work of vision aimed to see what is invisible. Symbolist poets and artists who comprehended the timeless entities through plastic form, strove to examine the semantic subtexts of images and arrive at its optical characteristics. The author, using the poetry of Stéphane Mallarmé and the paintings of Eugène Carrière as a case study, traces the rise of the rhetoric of the Symbolist imagery in its link to the abstract context of a specific word or a featured object. The article also focuses on the construction of semantic perspective which requires that the image become “transparent”.

Authors
Publisher
Частное учреждение культуры Музей классического и современного искусства "Бурганов-Центр"
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
41-62
Status
Published
Year
2018
Organizations
  • 1 People's friendship university of Russia
Keywords
transparency; stereoscope; word optics; semantic perspective; suggestion; optical formalism; прозрачность; стереоскоп; оптика слова; смысловая перспектива; суггестия; оптический формализм
Date of creation
20.10.2018
Date of change
20.10.2018
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/11627/
Share

Other records

Lovetskiy K.P., Sevastianov L.A., Nikolaev N.E.
Mathematical Modelling and Geometry. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тверской государственный университет". Vol. 6. 2018. P. 21-36
YASTREBOV O.A.
Труды Института государства и права Российской академии наук. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук. Vol. 13. 2018. P. 36-55