ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ ИСЛАМСКОЙ УММЫ С ИГИЛ: ПРОБЛЕМА ПРОДВИЖЕНИЯ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА В СООБЩЕСТВАХ И ТЮРКО-ЯЗЫЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Предлагаемый анализ этносоциокультурной конфликтогенности современного мира исходит из определения дезгармонизирующих факторов глобализации в условиях мигрантоемких и/или сложных в этническом плане регионов (например, страны Евросоюза в ситуации приема беженцев из исламских стран, Синьцзян-Уйгурский автономный район в КНР, Татарстан, Чечня, Башкортостан, Ставропольский край, Тюменская область, Адыгея, Ингушетия в РФ). Сегодня мы видим тенденцию к смешению разнородных этнокультурных элементов не только в обществе, но и в психике конкретного человека, что приводит к непрогнозируемым этноконфликтным ситуациям, нарастанию девиационных процессов, усилению влияния ИГИЛ [1]. Вербовщики ИГИЛ используют различные стратегии воздействия, доступные в условиях современного электронно-информационного общества, изображая ИГИЛ как идеальное место реализации истинных ценностей человечества, способное объединить представителей различных этнических общностей. Транснациональные экстремистские группировки (например, «Хизб ут-Тахрир аль-Ислямий») распространяют свое влияние по Центральной Азии и проникают в Россию. Очаги экстремизма возникают не только на Северном Кавказе, но и в еще недавно спокойном Поволжье, где агитаторы-исламисты строят собственные мечети, открывают курсы, вербуют в свои ряды молодежь. Постсоветский исламизм имеет гибридную форму, сочетая элементы классического исламского универсализма с замкнутым, ксенофобным фундаментализмом. В советское время понятие «мусульманский мир» было для мусульман СССР скорее абстрактным, а, по некоторым наблюдениям, афганские муджахеды вызывали у жителей советской Средней Азии раздражение, в сознании узбеков или таджиков их сопротивление не ассоциировалось с защитой ислама. Сегодня ситуация в исламском постсоветском мире кардинально изменилась. Универсалистский исламизм является для постсоветского пространства эндогенным явлением, так как возник он на основе уже имевшихся экономических, политических и идейных предпосылок. Фундаментализм/ваххабизм - явление экзогенное, которое смогло частично вытеснить, а частично включить в себя движение классических исламистов. Политические религии не знают нейтральной позиции. Различие между «своими» и «чужими» носит онтологический характер: «чужие» - порождение зла (идеологи политических религий открыто заявляют, что их противники «не имеют души»), с ними нельзя договариваться, их можно только уничтожать. Такое сочетание жесткости и гибкости парадоксально, но характерно для постмодернистских феноменов.

Authors
ЛЯУШЕВА Светлана1 , КАРАБУЛАТОВА Ирина 2 , ЖАДЕ Зуриет1 , ИЛЬИНОВА Надежда1
Publisher
CA&CC Press AB
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
97-104
Status
Published
Volume
21
Year
2018
Organizations
  • 1 Адыгейский государственный университет
  • 2 РУДН
Keywords
игил; исламские организации; российская умма; стратегии вербовки
Date of creation
20.10.2018
Date of change
20.10.2018
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/11617/
Share

Other records