Анализ эффективности применения различных методов реабилитации пациентов с субакромиальным импинджмент-синдромом

Субакромиальный импинджмент-синдром - часто встречающаяся патология, приводящая к стойкому снижению функционального статуса пораженной конечности и, как следствие, снижению качества жизни и трудоспособности пациентов. Различные методы лечения и реабилитации пациентов с такой патологией достаточно широко представлены в литературе: хирургические, в том числе артроскопические операции, реабилитация с привлечением различных методов физиотерапии, мануальные и другие практики. Однако вопрос оценки эффективности двигательной терапии как моновоздействия, так и в сочетании с другими лечебными методами остается актуальным. Цель исследования. Оценить эффективность процедур лечебной гимнастики как монотерапии, так и в сочетании с ручным массажем по лечебной методике и ударно-волновой терапией у пациентов с субакромиальным импинджмент-синдромом плеча с целью уменьшения болевого синдрома и улучшения функции плечевого сустава. Материал и методы. В исследование включены 70 пациентов, средний возраст которых составил 42,18±10,42 года. Пациенты были разделены на 2 группы: 1-я группа (n=34) и 2-я группа (n=36). Все пациенты получали курс лечения, включающий 10 процедур лечебной гимнастики, с рекомендациями в конце курса по продолжению в форме самостоятельных занятий по отработанной методике. Длительность курса лечебной гимнастики (в форме процедур с инструктором ЛФК и последующих самостоятельных занятий) составляла 30 дней. Пациенты 2-й группы были разделены на три подгруппы: подгруппа 2A, в которой проведение процедур ЛГ сочеталось с массажем шейно-воротниковой зоны и области верхней конечности пораженной стороны; подгруппа 2B, в которой ЛГ проводилась в сочетании с процедурами ударно-волновой терапии (УВТ); подгруппа 2C - в ней проведена комплексная программа с включением процедур ЛГ, ручного массажа и ударно-волновой терапии (УВТ). Результаты. В результате проведенного исследования через 3 мес после окончания курса реабилитационных мероприятий у пациентов всех групп отмечалось значимое улучшение показателей по шкалам ASES и ВАШ, однако достоверно значимых различий между результатами разных групп выявлено не было. Вывод. Проведенное исследование указывает, что двигательная терапия является эффективным методом реабилитации пациентов с субакромиальным импинджмент-синдромом, а проведение комплексных программ, в которых ЛГ сочетается с другими методами реабилитации (массаж, ударно-волновая терапия) не имеет значимых преимуществ на протяжении трех месяцев после проведенного курса реабилитации.

Authors
Газимиев А.М.1 , Конева Е.С.1, 2 , Ильин Д.О. 3, 4 , Андреев П.С. 3, 4 , Фролов А.В. 3, 4 , Пилипсон Ж.Ю. 3 , Жуманова Е.Н.2 , Гридин Л.А.5 , Лядов К.В. 1 , Королев А.В. 3, 4 , Ачкасов Е.Е. 1 , Васильева Е.С. 6
Publisher
Медиа Сфера
Number of issue
6
Language
Russian
Pages
66-76
Status
Published
Volume
100
Year
2023
Organizations
  • 1 ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
  • 2 АО «Группа компаний "Медси"»
  • 3 Европейская клиника спортивной травматологии и ортопедии (ECSTO)
  • 4 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
  • 5 Московский центр проблем здоровья при Правительстве Москвы
  • 6 ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского»
Keywords
rehabilitation; shoulder joint; Subacromial impingement syndrome; rotator cuff; therapeutic gymnastics; massage; shock wave therapy; реабилитация; плечевой сустав; субакромиальный импинджмент-синдром; вращательная манжета; лечебная гимнастика; массаж; ударно-волновая терапия
Share

Other records

Kulinich T.M., Bozhenko V.K., Ranjit R., Kaprin A.D.
Вестник Российского научного центра рентгенорадиологии Минздрава России. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научный центр рентгенорадиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Vol. 23. 2023. P. 31-44
Мелехов К.А.
Russian Economic Bulletin. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дагестанский государственный педагогический университет. Vol. 7. 2024. P. 127-132