Профили в социальной сети студентов вуза как источник миграционных данных (на примере РУДН имени Патриса Лумумбы)

Предметом исследовательской статьи выступает территориальная структура регионов рождения студентов и выпускников Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Цель работы подразумевает изучение внутрироссийской образовательной миграции лиц, в разное время поступавших в рассматриваемый университет. Методом исследования выступил анализ цифровых следов пользователей социальной сети «ВКонтакте». Информационная основа работы охватывала данные о регионах рождения, указанных в профилях пользователей. Указывается, что изучение образовательной и молодёжной миграции на основе данных социальных сетей получает распространение в отечественной науке. Исследуются миграционные процессы в конкретных регионах страны или участие определённых университетов в организации образовательной мобильности. Новизна работы связана с использованием нетрадиционного источника информации о миграционных процессах. Показано, что, несмотря на позиционирование РУДН в качестве международно-ориентированного вуза, в структуре обучающихся основная часть приходится на граждан России. В результате изучения профилей пользователей «ВКонтакте» выявлено, что большинство из указавших РУДН в качестве места обучения, являются уроженцами Москвы. Среди лиц, отметивших в профилях «ВКонтакте» в качестве родных другие субъекты РФ, наибольшее число студентов и выпускников РУДН по сравнению с численностью населения регионов выхода характерно для Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Московской и Магаданской области, нескольких национально-территориальных субъектов РФ. Основными факторами, определившими структуру регионов выхода образовательных мигрантов, являются территориальная доступность города вуза и недостаточный уровень развития высшей школы в регионах выхода образовательных мигрантов.

The subject of the research is the territorial origin of students and graduates of the Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia. The purpose of the work implies the study of the internal Russian educational migration of persons who entered the university in question at different times. The research method was the analysis of digital traces of users of the VKontakte social network. The information basis of the work covered data on the regions of origin indicated in user profiles. It is indicated that the study of educational and youth migration based on social network data is becoming widespread in Russian science. Migration processes in specific regions of the country or the participation of certain universities in the organization of educational mobility are investigated. The novelty of the work is associated with the use of an unconventional source of information about migration processes. It is shown that, despite the positioning of the RUDN as an internationally oriented university, the students of the university are mainly Russian citizens. As a result of studying the profiles of VKontakte users, it was revealed that most of those who indicated RUDN as a place of study are natives of Moscow. Among the persons who marked other regions of the Russian Federation as origin in VKontakte profiles the largest number of students and graduates of RUDN are from Chukotka and Yamalo-Nenets Autonomous Okrugs, the Moscow and Magadan regions, several national-territorial subjects of the Russian Federation. The main factors determining the origin of educational migrants' are the territorial accessibility of the university city and the insufficient level of higher school development in the regions of educational migrants.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"
Number of issue
10
Language
Russian
Pages
72-82
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
  • 2 Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Keywords
educational migration; Internal Migration; regions of Russia; RUDN university; digital footprint; vk; moscow; higher education; social media; russians; образовательная миграция; внутренняя миграция; регионы России; РУДН; цифровые следы; вКонтакте; москва; высшее образование; социальные сети; россияне
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/105565/
Share

Other records