ЧАТ-БОТЫ - СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ

Введение. В медицине активно внедряются современные цифровые новации и технологии искусственного интеллекта. Сейчас чат-боты способны предоставлять консультационные услуги и записывать на приём пациентов, ставить диагноз. Чат-боты могут существенно повысить эффективность и точность выявления симптомов, оказывать содействие в дистанционном биомониторинге. Развитие таких технологий в российском здравоохранении может существенно повысить качество обслуживания и удовлетворённость пациентов. Цель - изучить возможности развития и направления реализации чат-ботов на основе технологий искусственного интеллекта в медицине и оценить потенциал их применения. Материал и методы. Исследование проспективное, включает анализ вторичной информации и проведение экспертного интервью, посвящённого вопросам, связанным с развитием, практикой применения, распространением чат-ботов. Результаты. Современные чат-боты могут отвечать на «рутинные» вопросы, подсказывать направления лечения на основе симптоматики, давать рекомендации по ведению здорового образа жизни. Опрос показал, что большинство экспертов уже сейчас видят необходимость внедрения чат-ботов в медицине. Основными преимуществами являются получение «мгновенного» ответа и экономия времени пациентов. В качестве недостатков применения чат-ботов могут быть неверные трактовка запросов пользователя и интерпретация информации пациентами. Эксперты видят риски в ошибочной постановке диагноза и в мере ответственности. Ограничение исследований. Материалы исследования ограничены результатами экспертного опроса, проведённого в 2023 г., и количественно-качественными характеристиками опрашиваемых, которые отвечали требованиям, предъявляемым к экспертам. Выводы. Чат-боты в области здравоохранения стали уже реальностью в консультировании и предоставлении необходимой медицинской информации. Благодаря развитию информационных технологий чат-боты способны обрабатывать значительные объёмы данных, получаемых от пациентов, быстро и точно находить ответы, оказывать информационную поддержку, устанавливать предварительный диагноз. Такие решения способны снизить нагрузку на медицинских работников и повысить удовлетворённость пациентов.

Introduction. Modern digital innovations and artificial intelligence technologies are being actively introduced in Medicine. Now chatbots are able to provide consulting services and make appointments for patients, make a diagnosis. Chatbots can significantly improve the efficiency and accuracy of symptom detection, assist in remote biomonitoring. Goal. To study the possibilities of development and directions of implementation of chatbots based on artificial intelligence technologies in medicine and to assess the potential of their application. Material and methods. The study is prospective, includes analysis of secondary information and conducting an expert interview on issues related to the development, application practice, and distribution of chatbots. Results. The survey showed most experts already to see the need to introduce chatbots in Medicine. The main advantages are: getting an “instant” response and saving patients' time. The disadvantages of using chatbots may be: “incorrect interpretation” of both user requests and interpretation by patients. Experts see risks in the “erroneous” diagnosis and in the “measure of responsibility”. Limitations of research. The research materials are limited by the results of an expert survey conducted in 2023 and the quantitative and qualitative characteristics of the respondents who met the requirements for experts. Conclusions. Chatbots in the field of healthcare have already become a reality in consulting and providing the necessary medical information. Thanks to the development of information technologies, chatbots are able to process significant amounts of data received from patients, quickly and accurately find answers, provide information support, and establish a preliminary diagnosis. Such solutions can reduce the burden on medical professionals and increase patient satisfaction.

Authors
Аксёнова Е.И. 1, 2 , Медведева Е.И.1, 3 , Крошилин С.В.1, 3, 4
Number of issue
5
Language
Russian
Pages
403-410
Status
Published
Volume
67
Year
2023
Organizations
  • 1 ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
  • 2 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
  • 3 Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
  • 4 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
Keywords
chatbots in medicine; healthcare organization; information and communication technologies in medicine; medical care; socio-economic problems; чат-боты в медицине; искусственный интеллект; организация здравоохранения; информационно-коммуникационные технологии в медицине; медицинское обслуживание; социально-экономические проблемы
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/105416/
Share

Other records