’Абу Хамид ал-Газали о "Достоверном знании"

В работе рассматриваются основные подходы и проблематика разума и веры в контексте идеала знания классической арабо-мусульманской мысли в учении ал-Газали, одного из великих системосозидателей мусульманского средневековья, идейное творчество которого оказало существенное влияние не только на философско-религиозную ситуацию в пределах мусульманского Востока, но и на интеллектуальную культуру романо-христианского Запада. Проблема веры и разума рассматривается им с точки зрения фикха (мусульманское право), калама (спекулятивная «теология»), фалсафа (восточный перипатетизм) и тасаввуф (суфизм). Рассмотрены искатели истины в понимании ал-Газали. Отмечается, что ключевым основанием для понимания его учения как суфийской философско-теологической системы является обоснование метафизики, в рамках которой достоверное знание основано на идее взаимодополнения и разграничения сфер компетенций веры и разума на поле знания. Речь идет о единстве знания как светского, так и религиозного, с одной стороны, и единстве знания и действия как основания нравственного состояние души, которое и есть истинный критерий суждения об истинности любого действия, с другой. Показано, что в основе системы ал-Газали лежит этика. В суфийском философско-теологическом синтезе ал-Газали были учтены достижения предшествующей мысли и проблемы духовного развития в теории и практике Арабского халифата как альтернативы всем известным в его время направлениям интеллектуальных изысканий.

The paper discusses the main approaches and problems of reason and faith in the context of the ideal of knowledge of classical Arab-Muslim thought in the teachings of al-Ghazali, one of the great system-creators of the Muslim Middle Ages, whose ideological creativity had a significant impact not only on the philosophical and religious situation within the Caliphate, but on the intellectual culture of Romano-Christian Europe as well. The problem of faith and reason is considered by him from the point of view of fiqh (Islamic law), kalam (speculative “theology”), falsafah (Eastern peripatetism) and tasawwuf (Sufism). The seekers of truth in the understanding of al-Ghazali are considered. It is noted that the key basis for understanding his teachings as a Sufi philosophical and theological system is the substantiation of metaphysics, in which faith and reason complement each other in the field of knowledge, i.e. we are talking about the unity of knowledge, both secular and religious, on the one hand, and the unity of knowledge and action as the basis of the moral state of the soul, which is the true criterion for judging the truth of any action, on the other. It is shown that the system of al-Ghazali is based on ethics. In the Sufi philosophical and theological synthesis of al-Ghazali, all the achievements of the previous thought were considered, as well as the problems of spiritual development in the theory and practice of the caliphate as an alternative to all the directions of thought known in his time.

Publisher
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
30-45
Status
Published
Volume
7
Year
2023
Organizations
  • 1 РУДН имени Патриса Лумумбы
Keywords
al-Ghazali; authentic knowledge; knowledge and Islam; action; mind; faith; fiqh; kalam; falsafah; sufism; mu'tazilites; Asharites; ал-Газали; достоверное знание; знание и ислам; действие; разум; вера; фикх; калам; фалсафа; суфизм; мутазилиты; ашариты
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/105229/
Share

Other records

Храмова Р.Н., Елисеева Т.И., Туш Е.В., Карпенко М.А., Овсянников Д.Ю.
Педиатрия. Consilium Medicum. Общество с ограниченной ответственностью Медицинское маркетинговое агентство МедиаМедика. 2023. P. 153-158
Шадурко О.В.
Ученые записки Российского государственного социального университета. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет. Vol. 22. 2023. P. 103-110