ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТОРЕЧИЕ КАК РЕСУРС МЕДИАДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ Т. МОСКВИНОЙ)

Неоднозначно понимаемый термин «просторечие» может обозначать принципиально разные явления: 1) девиацию как следствие малограмотности, недостаточного владения нормой; 2) намеренную (интенциональную) девиацию, служащую в качественном тексте для усиления изобразительности и выразительности. Важнейшая роль просторечных элементов состоит в создании иронического звучания текста. Сегодня носитель языка сознательно выбирает единицы из сниженного регистра речи, хотя знает нормативные аналоги. И проблема состоит в том, что этот выбор или производит впечатление ошибки, засоряет и огрубляет коммуникацию, или же работает на усиление изобразительности и выразительности текста, то есть служит средством элокуции. В статье рассмотрено интенциональное использование просторечных единиц, которое иллюстрирует их огромные возможности как текстообразующего средства на примере творчества кино- и театрального критика Татьяны Москвиной. Главная мысль рецензии Т. Москвиной на сериал об Александре Вертинском состоит в следующем: кинематографисты «Садового кольца» не подозревают, что, кроме внешних атрибутов, которые они хорошо улавливают, было «подлинное сияние гения», недоступное миру «бешеных денег и бесконечной фальши». Элементы субстандарта вообще и просторечные слова в частности используются Т.Москвиной строго дозированно, это именно единичные вкрапления.

INTENTIONAL VERNACULAR AS A MEDIA DISCOURSE RESOURCE (BASED ON THE TEXTS BY T. MOSKVINA)

The term «vernacular» understood ambiguously can denote completely different phenomena: 1) deviation as a consequence of low literacy, insufficient knowledge of the standard; 2) intentional (intentional) deviation, used in a qualitative text to enhance figurativeness and expressiveness. The most important role of vernacular elements is to create an ironic sound. Today, a native speaker consciously chooses units from a reduced speech register, although he knows standard analogues. And the problem is this choice either gives the impression of a mistake, clogs and coarsens communication, or it is used to enhance the figurativeness and expressiveness of the text, that is, as a means of eloquence. The article studies the intentional use of vernacular units, illustrating their tremendous potential as a text-forming means on the example of the creativity of the film and theatre critic Tatiana Moskvina. The main idea of the review by T. Moskvina on the series about Alexander Vertinsky is the cinematographers of the Garden Ring even do not understand a «genuine radiance of genius», inaccessible to the world of «mad money and endless falsehood». The elements of the substandard in general and colloquial words in particular are used by T. Moskvina strictly dosed, these are just single inclusions.

Authors
Kulikova E. 1 , Tedeeva Z.2
Publisher
Ростовский государственный экономический университет "РИНХ"
Language
Russian
Pages
29-33
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
  • 2 South Ossetian State University after A.A. Tibilov
Keywords
normativity; idiosyncrasy; intentionality; mediadiscourse; нормативность; просторечие; идиостиль; интенциональность; медиадискурс
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/104044/
Share

Other records