"НАСТАВНИК ПАЦИЕНТА": РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Совместное с пациентом принятие решения о лечении - один из критериев качества оказания медицинской помощи за рубежом. Профессиональный коучинг пациентов позволяет повысить вовлеченность пациентов в выбор лечения, увеличивает их приверженность и удовлетворенность. Программы подготовки «наставников пациента» включены в зарубежные учебные программы резидентуры и дополнительного профессионального образования. В России в настоящий момент подобные программы отсутствуют, равно как и практика совместного с пациентом принятия решения о лечении. Цель - провести анализ образовательных программ, оценить методологические подходы, разработать программу дополнительного профессионального образования, адаптировав ее к российской практике. Материал и методы. Исторический метод, анализ зарубежных стандартов и протоколов, контент-анализ литературы в PubMed. На основе синтеза информации, зарубежных практик были сформулированы основные параметры и положения образовательной программы. Для разработки программы использовался профессиональный стандарт «сестринское дело». Результаты. Существуют 4 модели руководством по коучингу принятия решений. Результаты образовательных программ коучинга можно оценивать опосредованно по вовлеченности пациентов, повышению их уровня ответственности. Преимущество отдается разработке программ для среднего медицинского персонала как возможность повысить их социальный статус и снизить нагрузку на врача. Обязательными блоками всех программ были ознакомление с нарративами пациента, изучение моделей принятия решения о лечении, отработка коммуникационных навыков, изучение принципов ознакомления пациентов с доказательным подходом в медицине, оценка готовности пациентов участвовать в выборе метода лечения, использование средств поддержки принятия решения. Заключение. Подготовка «наставников пациента» - новый вектор развития дополнительного сестринского образования. Подход совместного принятия решения о лечении в настоящий момент не реализован в отечественной медицинской практике ввиду отсутствия стандартов и нормативного регулирования. Разработка программы дополнительного профессионального образования для среднего медицинского персонала позволяет сделать первый шаг в сторону пациентоцентричных подходов взаимодействия «врач-пациент».

Shared decision-making is one of the criteria for the quality of medical care abroad. Professional patients' coaching by healthcare specialists allows to increase patients' engagement, commitment and treatment satisfaction. Training programs for «patient mentors» are included in residency courses and additional professional education abroad. At the moment, there are no such programs in Russia, as well as the practice of shared decision-making. The aim - to analyze educational programs, evaluate methodological approaches, develop a program of additional professional education, adapting it to Russian practice. Material and methods. Historical method, analysis of foreign standards and protocols, content analysis of literature in PubMed. Based on the synthesis of information, foreign practices, key provisions of the educational program were developed. The professional standard «nursing» was used as a base. Results. There are four models of decision-making coaching guidelines. The results of educational coaching programs can be evaluated indirectly by patients' engagement, increasing their level of responsibility. Nursing staff are preferable as a patient coacher as it helps to increase their social status and reduce the burden on a doctor. Mandatory blocks of all programs are: patient's narratives, study of models of decision-making, development of communication skills, principles of familiarizing patients with the evidence-based approach in medicine, assessment of patients' willingness to participate in the choice of a treatment method, use of decision support tools. Conclusion. The training of «patient mentors» is a new vector for the development of continuous nursing education. The approach of shared decision-making on treatment is currently not implemented in Russian medical practice due to the lack of standards. The development of a program of additional professional education for secondary medical stuff makes it possible to take the first step towards patient-centered approaches of "doctor-patient" interaction.

Number of issue
1
Language
Russian
Pages
126-137
Status
Published
Volume
14
Year
2023
Organizations
  • 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
Keywords
value-based healthcare; continuous medical education; Decision aids; shared decision making; Decision coaching; decision support techniques; doctor-patient communication; patient orientation; наставник пациента; ценностно-ориентированное здравоохранение; непрерывное медицинское образование; совместное принятие решения; коучинг; коммуникация "врач-пациент"; пациентоориентированность
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/103422/
Share

Other records

Юрова Е.Г., Асташов В.В., Тырышкина Е.О.
Voprosy kurortologii, fizioterapii, i lechebnoi fizicheskoi kultury. Медиа Сфера. Vol. 100. 2023. P. 230-231