ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НАУКОЕМКИХ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, КАК КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Статья описывает в динамике эволюцию государственных подходов к созданию, поддержанию и развитию национального научно-промышленного, а также интегрированного в него образовательного комплексов с периода позднего СССР до настоящего времени. В статье обосновывается необходимость изменения в подходах государства в части приоритетов развития наукоемких отраслей от широкого международного разделения центров компетенций к созданию национальных наукоемких отраслей и кластеров как ключевых критериев создания национального технологического суверенитета. Авторами предлагается системный подход к привлечению финансовых ресурсов на создание элементов технологического суверенитета с использованием методов цифровой экономики. Исходя из предпосылки ограниченности временных и финансовых ресурсов, авторы предлагают системный подход в привлечении финансовых ресурсов в экономику в целом, а также, как частный случай, обращают внимание на слабо освещенную тему взаимодействия крупного (принадлежащего государству) бизнеса с субъектами МСБ и предлагают механизм направления финансирования в адрес субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства). Данный подход будет способствовать реализации программ создания национального технологического суверенитета. В качестве первого шага, наиболее целесообразно рассмотреть механизмы стимулирования и развития проектов импортозамещения, как имеющие возможность в наиболее короткие сроки заместить ушедшие из РФ товары и услуги. Именно субъекты МСП могут стать поставщиками товаров и услуг с 4й и далее звеньев цепи производственной кооперации. В то же время, привлечение долговременного и доступного долгового финансирования в отрасли, позволит в сжатые сроки заместить «ушедшие» технологии и создать новые, в т.ч. на новых физических принципах, с использованием кластерного подхода. Актуальность данной статьи обусловлена наличием внутренних и внешних технологических угроз- с одной стороны высокие технологии и наукоемкое оборудование на территорию РФ перестали поставлять в начале 2022г, с другой стороны, у внутренних потребителей за истекшие десятилетия сформировалась привычка к использованию иностранного, как наиболее совершенного и безопасного.

The article describes in dynamics the evolution of state approaches to the creation, maintenance and development of the national scientific and industrial, as well as the educational complexes integrated into it, from the period of the late USSR to the present. The article substantiates the need for a change in the approaches of the state in terms of priorities for the development of knowledge-intensive industries from a broad international division of competence centers to the creation of national science-intensive industries and clusters as key criteria for creating national technological sovereignty. The authors propose a systematic approach to attracting financial resources to create elements of technological sovereignty using the methods of the digital economy. Based on the premise of limited time and financial resources, the authors propose a systematic approach to attracting financial resources to the economy as a whole, and also, as a special case, draw attention to the poorly covered topic of interaction between large (state-owned) businesses and SMEs and propose a mechanism for channeling financing to SMEs (small and medium-sized businesses). This approach will contribute to the implementation of programs to create national technological sovereignty. As a first step, it is most expedient to consider mechanisms for stimulating and developing import substitution projects, as having the ability to replace goods and services that have left the Russian Federation in the shortest possible time. It is SMEs that can become suppliers of goods and services from the 4th and further links in the chain of industrial cooperation. At the same time, attracting long-term and affordable debt financing in the industry will allow in a short time to replace the “departed” technologies and create new ones, incl. based on new physical principles, using the cluster approach. The relevance of this article is due to the presence of internal and external technological threats - on the one hand, high technologies and high technology equipment were no longer supplied to the territory of the Russian Federation at the beginning of 2022, on the other hand, domestic consumers over the past decades have formed the habit of using foreign as the most perfect and safe.

Number of issue
4
Language
Russian
Status
Published
Volume
8
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
educational complex; technological sovereignty; financial resources; economic development; domestic consumers; образовательный комплекс; технологический суверенитет; финансовые ресурсы; развитие экономики; внутренние потребители
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/102210/
Share

Other records

МИХАЛЁВА Т.Н.
Регулирование правоотношений в сфере публичного управления: вопросы теории и практики (к 25-летию Российского государственного университета правосудия). Центр научно-производственных технологий "Астерион". 2023. P. 14-18
БИРЮКОВ И.А., ЯРЦУН Д.С.
Регулирование правоотношений в сфере публичного управления: вопросы теории и практики (к 25-летию Российского государственного университета правосудия). Центр научно-производственных технологий "Астерион". 2023. P. 272-276