Революционные идеи 1917-1918 гг. как катализатор изменения языка публицистики

Цель исследования - установить тенденции изменения публицистического стиля русского языка во время Октябрьской революции 1917-1918 гг. В статье представлены результаты лингвистико-исторического осмысления изменения языковых параметров стиля публицистики в условиях проявления сильнейшего экстралингвистического фактора, который затронул все слои общества страны, - революции, направленной на изменение государственного строя. Научная новизна исследования заключается в том, что на определенной выборке примеров из публицистики, которые были извлечены из таких источников, как газеты «Земля и воля», «Русские ведомости», «Красная газета», устанавливаются и описываются тенденции изменения публицистического стиля русского языка, заключенные в вербальном выражении идеологических установок отправителей коммуникативных сообщений - журналистов и политических деятелей. В результате доказано, что именно на эпоху революционной публицистики пришлось начало применения манипулятивных приёмов, направленных на формирование в сознании реципиентов тех образов, которые выгодны отправителю коммуникативного сообщения. Журналисты, пишущие тексты для газет «Земля и воля» (крестьянская газета партии социалистов-революционеров), «Красная газета» (газета большевиков), «Русские ведомости» (газета кадетов), используют риторические средства языка для того, чтобы обеспечить максимально эффективную трансляцию идеологических установок тех партий, которые они представляют.

The aim of the study is to determine the trends in the publicistic style of the Russian language during the October Revolution of 1917-1918. The article presents the results of the linguistic and historical understanding of the changes in the language parameters of the publicistic style in the context of the manifestation of the strongest extralinguistic factor that affected all sectors of the country’s society - a revolution aimed at changing the state system. The scientific novelty of the study lies in the fact that by a certain sample of examples from publicistics, which were derived from such sources as the newspapers “Zemlya i Volya”, “Russkiye Vedomosti”, “Krasnaya Gazeta”, trends in the publicistic style of the Russian language are determined and described, including the verbal expression of the ideological attitudes of communicative messages senders - journalists and politicians. As a result, it has been proved that the beginning of using manipulative techniques aimed at forming in the minds of recipients those images that are beneficial to the sender of a communicative message was precisely in the era of revolutionary publicistics. Journalists writing texts for the newspapers “Zemlya i Volya” (peasant newspaper of the Socialist Revolutionary Party), “Krasnaya Gazeta” (Bolshevik newspaper), “Russkiye Vedomosti” (Kadet newspaper) used the rhetorical language means in order to ensure the most effective broadcast of ideological attitudes of the parties they represented.

Authors
Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Издательство Грамота
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
461-466
Status
Published
Volume
16
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
publicistic style; extralinguistic factor; linguistic and historical analysis; evolution of publicistic language; manipulative function of language; публицистический стиль; экстралингвистический фактор; лингвистико-исторический анализ; эволюция языка публицистики; манипулятивная функция языка
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/100964/
Share

Other records