Адаптация иностранных студентов: теоретические подходы и практики формального и неформального образования

Монография представляет собой всестороннее исследование феномена адаптации иностранных студентов в вузах Российской Федерации. В соответствии с задачами приоритетного проекта «Экспорт образования», отражающими тенденции интернационализации высшей школы, планируется резкое увеличение числа иностранных обучающихся российских университетов. Соответственно, особое значение приобретает деятельность вузов по созданию условий для их обучения, в том числе, и в первую очередь, по поддержке адаптации иностранных студентов. Целью настоящей монографии является построение инновационной модели поддержки адаптации, основанной на современных подходах к пониманию этого процесса, его результата и характеристик. Монография состоит из двух частей. В первой части анализируются основные подходы, определения и существующие классификации адаптации с акцентом на адаптацию иностранных студентов. Проводится анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на протекание процессов адаптации, рассматриваются барьеры, способы измерения и механизмы поддержки адаптации иностранных студентов. Особое внимание уделено межкультурным и коммуникативным аспектам адаптации. Во второй части подробно описана инновационная модель адаптации иностранных студентов, построенная и апробируемая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Основой модели, опирающейся на принципы самоуправления и саморазвития, является система привлечения к поддержке адаптации студентов, как российских, так и иностранных, в рамках волонтерского тьюторского движения. Образовательные компоненты системы характеризуются сочетанием методов формального, неформального и информального образования. Материалы ко второй части монографии частично предоставлены автору Т. И. Коваленко и П. С. Неделько. Монография будет полезна преподавателям и работникам международных структур российских университетов, магистрантам, аспирантам и научным сотрудникам, занимающимся проблемами международного образования.

The proposed monograph is a comprehensive study of the phenomenon of adaptation of foreign students in the universities of the Russian Federation. In accordance with the objectives of the priority project "Export of Education", which reflect the trends in the internationalization of higher education, a sharp increase in the number of foreign students of Russian universities is planned. Accordingly, the activities of universities to create conditions for their education, including, and first, to support the adaptation of foreign students, are of particular importance. The purpose of this monograph is to build an innovative adaptation support model based on modern approaches to understanding this process, and its results and characteristics. The monograph consists of two parts. The first part analyzes the main approaches, definitions and existing classifications of adaptation with an emphasis on the adaptation of foreign students. Author carries out the analysis of external and internal factors influencing the course of adaptation processes, together with barriers, methods of measurement and mechanisms for supporting the adaptation of foreign students. Author pays particular attention to the intercultural and communicative aspects of adaptation. The second part describes in detail the innovative model of adaptation of foreign students, built and tested at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. The essence of the model, based on the principles of self-government and self-development, is the system of attracting both Russian and foreign students to support the adaptation of foreign students within the framework of the volunteer tutor movement. The educational components of the system are the combination of formal, non-formal and informal education methods. T.I. Kovalenko and P.S. Nedelko partially provided the author with the materials for the cases of the second part of the monograph. The monograph will be useful to teachers and employees of international structures of Russian universities, undergraduates, graduate students and researchers involved in the problems of international education.

Авторы
Краснощеков В.В.1
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого"
Язык
Русский
Число страниц
116
Статус
Опубликовано
ISBN
9785742282778
Год
2023
Организации
  • 1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/monograph/record/107692/
Поделиться

Другие записи