В монографии, посвященной высокоактуальной тематике, связанной с внедрением и управлением изменениями в системе здравоохранения, приводится характеристика и анализ различных аспектов управления изменениями в системе первичной медико-санитарной помощи. Структура монографии включает семь глав. В первой главе рассматриваются модели и теории управления изменениями в системе здравоохранения, их основополагающие принципы и важные элементы, а также приводится краткая характеристика эмоциональной, когнитивной и профессиональной готовности к изменениям. Вторая глава посвящена описанию основных принципов и трендов трансформации системы первичной медико-санитарной помощи в мире, России и Москве. В третьей главе основное внимание уделено такому понятию, как лидер изменений в системе первичной медико-санитарной помощи, его роли и функциям, алгоритму вовлечения его в процесс изменений и эффективному взаимодействию с другими участниками. В четвертой главе представлен анализ стратегий и практик преодоления сопротивления изменениям: ключевые барьеры, причины сопротивления изменениям, роль информационных систем в преодолении сопротивления изменениям, а также обсуждается изменение мышления медицинского персонала как основной фактор снижения сопротивления изменениям. В пятой главе приводятся основные вехи в культуре адаптации медицинского персонала (с выявлением основных поведенческих моделей) к изменениям, барьеры и возможности, возникающие на этом пути, разбирается роль междисциплинарных команд и процесса наставничества для адаптации к изменениям. Шестая глава посвящена формированию исследовательских компетенций и критического мышления медицинского персонала для содействия изменениям. В ней освещаются вопросы, связанные с развитием лидеров изменений через исследовательскую деятельность, типовыми поведенческими моделями лидеров изменений. Основное внимание уделяется образовательному проекту «Научная лаборатория: Московская поликлиника» как ключевому в формировании и развитии исследовательских компетенций и критического мышления у медицинского персонала в области первичной медико-санитарной помощи. В заключительной седьмой главе приводится характеристика инструментария для обеспечения эффективного информирования об изменениях в здравоохранении, роли информационной среды и технологий в этом процессе для создания единой коммуникационной среды и успешного опыта исследований изменений. Представленный в монографии материал адресован специалистам по организации здравоохранения, руководителям и сотрудникам медицинских учреждений, а также будет интересен преподавателям, студентам и аспирантам медицинских образовательных организаций высшего образования.