В монографии представлены результаты исследовательского проекта по изучению православной религиозности советского и постсоветского поколений методом анализа жизненных историй верующих. Делается сравнительный анализ того, как в разных поколениях осуществлялся приход к вере и Богу, как влияли на это специфика советского (атеистического) и постсоветского времени. Вместе с этим рассматриваются жизненные пути участников исследования, их реализация и возможности в СССР и современной России, этикоэстетические представления на политическом, экономическом (трудовая, потребительская, финансовая этики), семейном, приватном уровнях. Соответствующие этики, которые были реализованы в СССР и реализуются в современной России, позволяют дать оценку активной/пассивной позиции респондентов, увидеть проявление особенностей диалектики социального действия среди представителей советского и постсоветского поколений, выделить на основании этого определённые поколенческие черты, изучить через эту призму феномен религиозности в связи с социальными изменениями. В монографию из накопленного материала включены примеры восемнадцати жизненных историй как представителей советских поколений, так и постсоветских (заканчивая миллениалами), что позволяет читателю обратиться к этим материалам как к источнику собственных размышлений на заданную или близкие темы. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами православной религиозности в СССР и современной России, аспектами этико-эстетического как базовых социальных категорий, влияющих на социальное действие в целом, на формирование религиозности в её интерсубъективности.
The monograph presents the results of sociological reflection on the life stories of believers in the Orthodox religiosity of the Soviet and post-Soviet generations. A comparative analysis is made of how the coming to faith and God was carried out in different generations, how this was influenced by the specifics of the Soviet (atheistic) and post-Soviet times. Along with this, the life paths of the study participants, their implementation and opportunities in the USSR and modern Russia, ethical and aesthetic ideas at the political, economic (labor, consumer, financial ethics), family, and private levels are considered. Appropriate ethics, which were implemented in the USSR and are being implemented in modern Russia, make it possible to assess the active / passive position of the respondents, to see the manifestation of the dialectic of social action among representatives of the Soviet and post-Soviet generations, to single out certain generational features based on this, to look through this prism at the very religiosity. The monograph includes eighteen cases of both representatives of the Soviet generations and post-Soviet (ending with millennials), which allows the reader to turn to these materials as a source of their own thoughts on a given or related topic. The book is addressed to a wide circle of readers interested in issues of Orthodox religiosity in the USSR and modern Russia, aspects of the ethical and aesthetic as basic social categories that influence not only social action in general, but mainly the formation of religiosity in its intersubjectivity.