Конституционные стандарты парламентских процедур в Российской Федерации как демократическом правовом государстве : специальность 5.1.2. "Публично-правовые (государственно-правовые) науки" : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук

В работе исследованы вопросы, заключающиеся в том, что же из себя представляет истинно конституционная парламентская процедура, каким признаками и характеристиками она должна обладать? Таковой, на взгляд автора, должна быть парламентская процедура, основанная на принципах демократизма, идеологического и политического многообразия (решения принимаются большинством только при уважении прав и учете мнения парламентской оппозиции), с соблюдением прав и гарантий участников парламентского процесса, а также четкая формально-логическая определенность парламентской процедуры. Это и есть, собственно, ключевые конституционные стандарты парламентских процедур в России. В своей диссертации помимо теоретического осмысления парламентской процедуры и парламентского процесса, определенного анализа каждой последовательно парламентской процедуры, их классификации, основной упор сделан на отыскание резервов их развития. В первую очередь это касается юрисдикционных полномочий парламента, в том числе процедур досрочного прекращения депутатов Государственной Думы и сенаторов РФ, отрешения от должности Президента РФ, досрочного прекращения полномочий руководителей и судей высших судов. Здесь автор заключает, что при рассмотрении данных вопросов парламентом должны соблюдаться гарантии справедливого судебного разбирательства, а голосование по ним должно проходить исключительно тайно, возможно с установлением квалифицированного числа голосов. В отношении законодательного процесса предложено, с опорой на сложившийся международный опыт достаточно новаторское предложение о смещении процедуры второго чтения исключительно на комитетский уровень. Кроме того, предложено установить нормативное разделение запроса депутата (сенатора) и обращения депутата (сенаторов), а также предложен депутатский запрос как форма парламентского запроса, который может направляться от лица палаты Федерального Собрания РФ, соответственно, парламентской фракцией или определенной группой депутатов/сенаторов, составляющих четверть от общей численности. Также высказаны предположения о возможности вернуться к тому, чтобы каждая палата отдельно могла проводить процесс парламентского расследования, а также чтобы парламентская оппозиция могла хотя бы реально повлиять на инициирование такого процесса. Выводы комиссии по парламентскому расследованию (в случае их утверждения) автор предлагает включить в перечень обстоятельств, не требующих доказывания, в УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ. Всего в работе сделано 15 выводов, и, соответственно, 15 положений, выносимых на защиту.

Ученая степень
Кандидат юридических наук
Специальность
Общие вопросы
Научный руководитель
Князев Сергей Дмитриевич
Место защиты
Российский университет дружбы народов
Язык
Русский
Число страниц
371
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
диссертация; право; конституционное право; парламент; парламентские процедуры; парламентский процесс; Федеральное Собрание Российской Федерации; Российская Федерация
Дата создания
07.12.2023
Дата изменения
07.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/dissertation/record/94652/
Поделиться

Другие диссертации

Кошель Алексей Сергеевич
2022. 45 с.