Диссертационное сочинение посвящено изучению художественного концепта «старый дом» в русской литературе XIX в. на примере произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. П. Чехова. С одной стороны, художественный концепт «старый дом» восходит к усадьбе, с другой – воспринимается в качестве ментального образования, тесно связанного с представлениями о доме в национальной традиции и национальной художественной картине мира. В диссертационной работе концепт «старый дом» рассматривается от этапа зарождения в творчестве Пушкина до его наиболее полной реализации в творчестве Чехова. В исследовании определено место и наполнение концепта «старый дом» в концептосферах Пушкина, Тургенева, Гончарова, Чехова, показано его взаимодействие с другими концептами, изучены внутренние процессы, в результате которых устанавливается определенная иерархия, формирующая концептосферу. Таким образом, анализ семантики концепта «старый дом», его эволюции позволили не только определить особенности художественного мировосприятия того или иного писателя, но и проследить постепенное превращение художественного концепта «старый дом» в один из важнейших концептов культуры.