Диссертация посвящена проблеме оптимизации процесса обучения инофонов аудированию с учетом факторов влияния и возможностей использования языковой среды, как реальной, так и виртуальной. В работе дается подробное описание виртуальной языковой среды на момент ее сегодняшнего развития с учетом ее педагогического потенциала, выделяются наиболее актуальные трудности аудирования естественной речи, предлагается авторская классификация аудитивных трудностей и основные способы их преодоления. На основе описания круга наиболее актуальных в условиях языковой среды ситуаций, сфер, речевых жанров, форм и стилей общения для учащихся, владеющих русским языком в объеме уровня В1–В2, проведен отбор аутентичных материалов, соответствующих целям и задачам курса, а также записаны авторские учебноаутентичные материалы. В работе предложено методическое обоснование структуры и организации курса по обучению аудированию на уровне В1-В2. Показано, что аутентичные материалы, положенные в основу курса, в комплексе со специально разработанной системой упражнений по последовательному преодолению трудностей существенно повышают эффективность обучения аудированию в условиях языковой среды. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут использоваться в практической работе преподавателя русского языка как иностранного, а также в курсе методики преподавания РКИ.