Диссертация посвящена изучению условий формирования готовности к речевой самопрезентации, а также разработке профессионально ориентированной модели, позволяющей интегрировать необходимые компоненты обучения в учебные дисциплины образовательного процесса или преподавать их отдельным курсом. В рамках исследования доказано, что самопрезентация является важнейшим структурным компонентом коммуникативной компетенции, однако в настоящий момент формированию готовности к самопрезентационной деятельности не уделяется достаточное внимание в образовательных программах высшего образования. Предложена профессионально ориентированная модель обучения самопрезентации, успешно апробированная как в рамках учебных дисциплин вуза, так и в качестве отдельного блока курсов повышения квалификации специалистов. На основе полученных результатов сделаны выводы о значимости готовности к самопрезентации в профессиональной деятельности специалистов негуманитарных направлений подготовки, ее влиянии на эффективность делового общения. Теоретические положения и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в курсах общей педагогики, социальной педагогики, дидактики, а также в практических курсах ораторского мастерства, эффективного взаимодействия специалистов, создания положительного речевого имиджа.